Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Гайдар Анастасии Васильевны (далее - Участник, Исполнитель):по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5083-ЭП/24 от 28.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по комплексной уборке здания (извещение N 0245100001623000487),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке здания (извещение N 0245100001623000487) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 400 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.11.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признан ИП Гайдар А.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Гайдар А.В. заключен государственный контракт N Ф. 2023.249139 от 05.12.2023 на сумму 98 888,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Гайдар А.В.
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по комплексной уборке здания (далее - Услуги).
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что оказание Услуг производится с момента подписания Контракта до 08.12.2023, в рабочие дни Заказчика (с понедельника по четверг с 09-00 до 18:00, пятница с 09-00 до 16:30).
В адрес Исполнителя Заказчиком было направлено письмо по электронной почте от 14.12.2023 N АО-78-26/521315 о неисполнении обязательств по Контракту, в котором Заказчик сообщал, что если Услуги не будут оказаны в срок до 15.12.2023, Заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако по состоянию на 12.02.2024 Услуги не оказаны.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.02.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с Контрактом на объекте отсутствует горячее водоснабжение и теплоснабжение.
С 06.12.2023 по 07.12.2023 в связи с отсутствием контактов ответственного лица Заказчика Исполнитель не смог попасть на объект, в том числе для оценки его состояния.
08.12.2023 Исполнитель произвел осмотр объекта, установив помимо отсутствия горячего водоснабжения и теплоснабжения, отсутствие и холодного водоснабжения, строительного мусора, о чем известил Заказчика, указав на невозможность исполнения Контракта.
14.12.2023 Исполнитель известил о готовности приступить к работе на объекте, так как Заказчик известил о наличии водоснабжения.
15.12.2023 Исполнитель произвел работы по Контракту, о чем Заказчику был направлен Акт (письмом от 20.12.2023) и фотофиксация.
18.12.2023 состоялось совещание с участием Заказчика о том, что Исполнитель будет продолжать выполнять работы на объекте.
19.12.2023 Исполнителем составлен Акт недопуска его сотрудников на объект, который направлен в адрес Заказчика. В последствии уведомление у недопуске сотрудников Исполнителя было направлено повторно 26.12.2023 и 09.01.2024.
10.01.2024 Исполнитель известил Заказчика о готовности продолжить оказание Услуг и завершить принятые на себя обязательства.
12.01.2024 Исполнитель был допущен на объект, продолжил исполнение Контракта, отчет о проделанной работе и фотоматериалы были направлены в адрес Заказчика 15.01.2024.
15.01.2024 по 18.01.2024 Исполнитель производил исполнение Контракта, о чем Заказчик был проинформирован путем направления писем с отчетами и приложением фотоматериалов.
22.01.2024 Исполнителем в адрес Заказчика был направлен Акт о частичном выполнении работ по Контракту на сумму 49 415,62 рублей.
02.02.2024 Заказчиком направлен отказ в приемке работ.
05.02.2024 Исполнитель направил в адрес Заказчика мотивированные возражения на отказ в приемке выполненных работ, предложив совместный осмотр объекта.
12.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
14.02.2024 Исполнитель прибыл на объект для продолжения работ, однако, сотрудники Исполнителя не были допущены, о чем составлен Акт.
16.02.2024 Исполнитель прибыл на объект для продолжения работ, однако, сотрудники Исполнителя не были допущены, о чем составлен Акт.
Сотрудники Исполнителя неоднократно не были допущены на объект.
В период 06.12.2023 по 07.12.2023 в связи с отсутствием контактов ответственного лица Исполнитель не смог попасть на объект для оценки его состояния.
08.12.2023 был произведен осмотр объекта, однако, сотрудники Исполнителя были допущены до выполнения работ лишь 15.12.2023.
С 16.12.2023 из-за затопления объекта сотрудники Исполнителя не допускались до выполнения работ вплоть до 12.01.2024.
В соответствии с Контрактом на объекте отсутствует горячее водоснабжение и теплоснабжение, однако по результатам осмотра объекта от 08.12.2024 установлено, что на объекте вообще отсутствует водоснабжение, в том числе холодное, неисправна канализация, а также имеется строительный мусор, уборка которого не входит в предмет Контракта.
В связи с тем, что предметом контракта является мытье окон, кабинетов и поверхностей, в отсутствие воды и канализации, исполнение контракта является невозможным, о чем Заказчик был проинформирован.
Водоснабжение было налажено лишь 15.12.2023, когда Исполнитель фактически приступил к оказанию Услуг.
Однако из-за коммунальной аварии с 16.12.2023 водоснабжение опять отсутствовало.
Недостатки в виде строительного мусора, проблем с водой и канализацией так и не были устранены Заказчиком, что существенно осложнило Исполнителю возможность исполнения контракта.
Таким образом, Участник отмечает, что начиная с момента заключения Контракта, Исполнитель предпринимал все возможные меры для его надлежащего исполнения в установленный срок. Исполнитель ставил в известность Заказчика обо всех значимых обстоятельствах, препятствующих нормальному исполнению Контракта.
Несмотря на то, что для исполнения Контракта в соответствии с его условиями требовалось 4 дня, Исполнитель с учетом состояния объекта, отсутствия воды и тепла на нем, а также строительного мусора, выполнил действия, направленные на подготовку объекта к уборке - то есть самостоятельно за свой счет произвел уборку части строительного мусора, приступил к исполнению Контракта и выполнил его условия в возможных объёмах.
После получения отказа от приемки работ Исполнитель неоднократно предпринимал попытки совместного осмотра объекта и получения информации о выявленных недостатках с целью их устранения, однако не был допущен на объект.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Гайдар А.В. реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Исполнитель предпринимал меры для исполнения Контракта, однако в силу объективных причин не мог своевременно приступить к его исполнению.
При этом, Участник приступил к оказанию Услуг и предпринимал меры для устранения выявленных замечаний Заказчиком.
Также, к заседанию Комиссии УФАС были предоставлены сведения о том, что у ИП Гайдра А.В. имеется штат сотрудников, уборочная техника и необходимые расходные материалы для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Гайдар А.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия пришла к выводу, что со своей стороны ИП Гайдар А.В. совершил все действия, направленные на добросовестное исполнение государственного контракта: обеспечил своевременную поставку товара, соответствовавшего условиям закупочной документации, предпринимал попытки замены товарных позиций, поставку которых было невозможно осуществить в силу объективных причин.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Гайдар Анастасии Васильевны (ИНН: 780539791313), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 марта 2024 г. N РНП-78-398/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024