Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленный о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/3801/24 от 14.02.2024);
при участии представителя ООО "Теорикон" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3644-ЭП/24 от 13.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем комплекса средств тревожной сигнализации (извещение N 0372200160723000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем комплекса средств тревожной сигнализации (извещение N 0372200160723000014) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 164 460,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.11.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Теорикон".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Теорикон" заключен государственный контракт N 0372200160723000014 от 16.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 96 999,96 рублей, по условиям которого Участник обязан оказывать услуги по техническому обслуживанию систем комплекса средств тревожной сигнализации (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта:
10.4.1. В случае если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта.
10.4.2. В случае если во время оказания Услуг стало очевидным, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленные Контрактом сроки.
10.4.3. В случае если отступления от условий Контракта или иные недостатки оказанных Услуг в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены Исполнителем либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Теорикон" в связи со следующим:
В соответствии с п. 1.3. Контракта Исполнитель оказывает Заказчику с 01.01.2024 по 31.12.2024 в соответствии с Регламентами технического обслуживания комплекса средств тревожной сигнализации (Приложение N 1 к Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту)).
Согласно пп 2) п 1.1. Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), п 1.2. Приложения N 2 к Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту) ежемесячное ТО проводится до 30 числа текущего месяца.
Актом от 01.02.2024, составленного представителями Заказчика, установлено, что Исполнитель к оказанию услуг по Контракту не приступал (в январе 2024 года Исполнитель услуги по Контракту не оказывал.), наличие в соответствии с п. 1.4. Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) набора запасных частей, инструментов и принадлежностей, необходимых для оказания услуг, не обеспечил.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Теорикон" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "Теорикон" принимались все меры для своевременного исполнения Контракта.
Исполнитель не мог приступить к исполнению своих обязанностей, так как Заказчиком был нарушен пункт 3.1.1 Контракта, а именно:
"3.1. Заказчик обязан:
3.1.1. В течение 3 (Трех) календарных дней с даты подписания Контракта передать Исполнителю по акту передачи техническую и иную документацию, необходимую для оказания Услуг.".
Сообщаем, что на момент 16.02.2024 техническая документация и иная документация, необходимая для оказания услуг так и не была передана Исполнителю.
Срок на исполнение Заказчиком своих обязательств по передаче технической документации и иной документации, необходимой для оказания услуг истёк 19.11.2023.
ООО "Теорикон" неоднократно запрашивало в письменном виде у Заказчика данную информацию, о чем свидетельствуют запросы в адрес Заказчика:
1. Запрос Исх. N 25 от 21.11.2023 вручен Заказчику нарочно 22.11.2023 (вх. N 1174). В дату приезда представителя Исполнителя и вручения данного запроса техническая и иная документация, необходимая для оказания Услуг не была передана;
2. Претензия исх. N 25/11 от 05.02.2024, в котором Исполнитель повторно просил передать по акту передачи техническую и иную документацию, необходимую для оказания Услуг и сообщал о прибытии своих представителей.
По прибытии представителя Исполнителя 08.02.2024 в нарушение Контракта в предоставлении документации отказано лично начальником по безопасности Приползиным В.В., о чем 08.02.2024 составлен акт о недопуске к выполнению работ и произведена видеофиксация недопуска. В телефонном разговоре с Приползиным В.В. тот также подтвердил, что представитель Исполнителя приезжал за необходимой документацией, сидел в соседнем кабинете, но к нему никто не вышел и документацию не предоставил.
Исполнитель не мог приступить к выполнению своих обязательств, так как Заказчик не выполнил свои обязательства, а именно п.3.1.1 Контракта. Техническая документация на объект содержит важную и необходимую информацию для оказания услуг по техническому обслуживанию комплекса средств тревожной сигнализации, следовательно, не имея данной документации на руках, приступить к выполнению обязательств невозможно.
Пункт 8.1 Контракта предусматривает претензионный порядок урегулирования споров. Срок рассмотрения предъявленной претензии - 7 (Семь) рабочих дней от даты ее получения.
Согласно п.4.2 контракта:
"4.2. В срок не более 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке оказанных Услуг, Заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке оказанных Услуг;
или
2) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе основанный на записях в Журнале мотивированный отказ от подписания документа о приемке оказанных Услуг с указанием причин такого отказа.
4.3. В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке оказанных Услуг Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке оказанных Услуг в вышеизложенном порядке."
Исходя из вышеуказанных пунктов Контракта и Закона о контрактной системе Заказчик должен был направить Исполнителю претензию в связи с тем, что услуги не были оказаны в срок с 01.01.2024 по 31.01.204, а у Исполнителя есть право устранить данные причины в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения соответствующей претензии.
Ни одно из вышеперечисленных действий Заказчиком не было исполнено, что свидетельствует о нарушении пунктов 8.1, 4.2 Контракта.
В нарушение данного пункта Заказчиком не произведен претензионный порядок урегулирования споров, а сразу принят односторонний отказ от исполнения Контракта, не смотря на неоднократные просьбы со стороны ООО "Теорикон" о предоставлении документации и возможности приступить к своим обязанностям.
Согласно Закону о контрактной системе Заказчик обязан контролировать Исполнителя посредством взыскания штрафных санкций, о чем свидетельствуют пункты 6.2, 6.5 Контракта, а именно:
"В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате пени в размере 1/300 (одной трехсотой) действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем."
Исходя из вышеуказанного пункта в обязанности Заказчика входит помимо направления претензии Исполнителю, также взыскать необходимые штрафные санкции в связи с неисполнением ООО "Теорикон" своих обязательств с 01.01.2024 по 31.01.2024.
Однако данных действий не было произведено Заказчиком, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пунктов 6.2, 6.5 контракта.
Представитель ООО "Теорикон" предоставив документы и полную хронологию событий, ходатайствовал о невключении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Теорикон" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Теорикон" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Теорикон" (ИНН: 4716046483), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 февраля 2024 г. N РНП-78-308/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024