Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ школа N 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "КРИАДОН" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3647-ЭП/24 от 13.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Реальное училище", в составе комплекса "Комплекс домов по ул. Пролеткульта": разработка проектно-сметной документации на ремонт и приспособление помещений с целью устранения нарушений пожарной безопасности, в том числе установка противопожарных перегородок 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре на лестницах для сообщения между первым и цокольным (подвальным) этажом здания Заказчика (извещение N 0372200216422000043),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Реальное училище", в составе комплекса "Комплекс домов по ул. Пролеткульта": разработка проектно-сметной документации на ремонт и приспособление помещений с целью устранения нарушений пожарной безопасности, в том числе установка противопожарных перегородок 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре на лестницах для сообщения между первым и цокольным (подвальным) этажом здания Заказчика (извещение N 0372200216422000043) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 851 790,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.09.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КРИАДОН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КРИАДОН" заключен государственный контракт N ПСД/ПБ от 28.09.2022 (далее - Контракт) на сумму 851 790,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 31.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КРИАДОН".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По состоянию на 31.01.2024 Подрядчик не исполнил обязательства по Контракту на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Реальное училище", в составе комплекса "Комплекс домов по ул. Пролеткульта": разработка проектно-сметной документации на ремонт и приспособление помещений с целью устранения нарушений пожарной безопасности, в том числе установка противопожарных перегородок 1-го типа с устройством тамбуршлюза с подпором воздуха при пожаре на лестницах для сообщения между первым и цокольным (подвальным) этажом здания ГБОУ школа N 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Госпитальная улица, дом 24, литера А (далее - Работы).
Подрядчику были направлены требования о нарушениях сроков исполнения обязательств по Контракту от 15.03.2023; 30.06.2023; 30.09.2023; 17.11.2023.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КРИАДОН" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется в сроки, определенные настоящим Контрактом, провести работы по сохранению объекта культурного наследия "Реальное училище", в составе комплекса "Комплекс домов по ул. Пролеткульта": разработка проектно-сметной документации на ремонт и приспособление помещений с целью устранения нарушений пожарной безопасности, в том числе установка противопожарных перегородок 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре на лестницах для сообщения между первым и цокольным (подвальным) этажом здания ГБОУ школа N 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Госпитальная улица, дом 24, литера А (далее - работы) в соответствии со Сметой (Приложение N1 к Контракту), Заданием на проектирование (Приложение N 1 к описанию объекта закупки) и Спецификацией (Приложение N 2 к описанию объекта закупки).
Согласно п. 2.1.2. Контракта Окончание работ: не позднее 150 (ста пятидесяти) календарных дней с даты начала работ.
Все затраты и расходы, связанные с выполнением работ, а также согласованием с заинтересованными ведомствами и организациями разработанной документации, налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации, включены в цену Контракта.
Согласно п. 3.3. Контракта Цена Контракта является твердой на весь срок действия Контракта и изменению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных и иных пунктов Контракта, а также положений Закона о контрактной системе, Подрядчик своевременно приступил к исполнению своих обязательств по Контракту.
Однако 31.01.2024 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
С принятым Решением Подрядчик не согласен, ввиду чего Заказчику направлялись соответствующие возражения 06.02.2024 и 09.02.2024.
До декабря 2022 Подрядчик занимался разработкой документацией по сохранению объекта культурного наследия.
23.12.2022, для исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком был заключен договор с ООО "КСУ-проектирование и инжиниринг" (ИНН: 7810674628) для разработки проектной документации на "ремонт и приспособление помещений с целью устранения нарушений пожарной безопасности, в том числе установка противопожарных перегородок 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре на лестницах для сообщения между первым и цокольным (подвальным) этажом здания ГБОУ школа N 500 Пушкинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Госпитальная улица, дом 24, литера А."
27.12.2022 - произведена оплата аванса по счету N548 от 27.12.22 в ООО "КСУ-проектирование и инжиниринг" на сумму 63 500 руб.
23.03.2023 - произведена оплата за выполненные работы в ООО "КСУ-проектирование и инжиниринг" на сумму 63 500 руб.
При разработке технических разделов, столкнулись с трудностью, что лестница, которая входит в зону производства работ является предметом охраны и отображена в охранном обязательстве.
Думая, что КГИОП не разрешит проводить работы по наращиванию ширины ступеней охраняемой лестницы, с февраля 2023 года пытались уйти от замечания пожарного инспектора путем проведения расчетов пожарных рисков, которые бы доказали, что существующей ширины проема достаточно (это помогло бы не затрагивать лестницу). Проработав множество сценариев расчета пожарных рисков доказать достаточную ширину проема у нас не получилось.
16.06.2023 была произведена встреча с представителями КГИОП на объекте, на которой они разрешили проведение работ по расширению проема и лестницы.
21.06.2023, для исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком был заключен договор с ИП Галай Глеб Андреевич (ИНН: 781632963537) на "выполнение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выявленный объект культурного наследия "Реальное училище", в составе комплекса "Комплекс домов по ул. Пролеткульта", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Госпитальная улица, дом 24, литера А."
21.06.2023 - произведена оплата аванса в ИП Галай Глеб Андреевич на сумму 79 800 руб.
27.06.2023 - ИП Галай Г.А. заключил договоры на выполнение научно-исследовательских работ с экспертами Зайцевой Д.А., Калининым В.А. и Михайловской Г.В.
09.08.2023 - отправлено Заказчику информационное письмо о ходе работ, исх.N154 от 09.08.2023.
Согласно п.10 Задания на проектирование разработанная проектная документация должна пройти согласование в КГИОП.
14.08.2023 - комплект разработанной проектной документации сдан в КГИОП, вх N 01-24-2015/23-0-0 от 14.08.2023
Согласно внутреннему регламенту учреждения срок ответа составляет 45 рабочих дней. (https://kgiop.gov.spb.ru/chasto-zadavaemye-voprosy/faq/150/)
29.08.2023 - отправлено Заказчику информационное письмо о ходе работ, исх.N168 от 29.08.2023.
22.09.2023 - отправлено Заказчику информационное письмо о ходе работ, исх.N194 от 22.09.2023.
16.10.23 - получен отказ КГИОП с замечаниями на проектную документацию, N01-24-2015/23-0-1 от 16.10.23
17.10.2023 - отправлено Заказчику информационное письмо о ходе работ, исх.N230 от 17.10.2023.
15.11.2023 - после исправления замечаний, проектная документация повторно сдана в КГИОП, вх N01-24-3010/23-0-0 ОТ 15.11.23г.
08.12.2023 - получено согласование МЧС по Пушкинскому району на разработанную проектную документацию
22.12.2023 - получены замечания от Заказчика (Директора школы N500 Базиной Н.Г.) и представителя службы заказчика Пушкинского района Урлина Ф.А. на разработанную проектную документацию
26.12.23 - откорректированная проектная документация повторно сдана на проверку в службу заказчика Пушкинского района
29.01.2024 - получен отказ КГИОП с замечаниями на проектную документацию, N01-24-3010/23-0-0 от 15.11.2023.
Резюмируя вышеуказанное, Подрядчик своевременно приступил к исполнению своих обязательств по Контракту, не уклонялся и не отказывался от них, делал все возможное для скорейшего получения результата работ, в том числе регулярно отчитываясь о ходе проведения Подрядчиком работ, понимая, в том числе социальную важность получения результата работ по Контракту.
Вместе с тем, признавая просрочку в исполнении обязательств со стороны Подрядчика, Участник отметил, что вызвана она в том числе длительными сроками ответов со стороны КГИОП, поскольку с их стороны имеются возможности и ресурсы в более оперативной выдаче ответов на направляемую нами документацию. Несмотря на это, Подрядчик оплатил Заказчику неустойку в соответствие с Требованием Заказчика от 31.01.2024.
Также на момент расторжения Контракта Подрядчик не приостанавливал ход выполнения работ со своей стороны и ведет работу по устранению замечаний, выставленных КГИОП 29.01.2024. Подрядчик гарантирует сдачу результата работ в КГИОП для согласования в срок к 12.02.2024.
Вместе с тем, Подрядчик отмечал нецелесообразность расторжения Контракта, поскольку это существенно затянет срок получения Заказчиком положительного результата работ, поскольку в последующем Заказчик будет вынужден заново проводить закупочную процедуру, проводить мероприятия по поиску нового Подрядчика, которому вновь понадобится время на разработку необходимой документации и ее дальнейшее согласование, в то время как продолжение Контракта за исполнением ООО "КРИАДОН", с учетом практически полной готовности документации, приведет к наиболее быстрому удовлетворению потребности Заказчика.
Также Подрядчик отмечал, что ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе говорит лишь о ситуации, в которой у Заказчика появляется обязанность в отмене Решения об одностороннем отказе, но при этом она не лишает Заказчика права на отмену указанного Решения.
В последующем Подрядчик 12.02.2024 для устранения замечаний КГИОП произвел контрольное раскрытие штукатурки для определения несущей способности перегородки.
14.02.2024 Заделаны места вскрытий.
Подрядчик также сообщил Заказчику о том, что Подрядчиком исправлены замечания КГИОПа, однако подача документов невозможна без исправления замечаний в части государственной историко-культурной экспертизы проектной документации. ИП Галай Г.А., как лицо ответственное за выполнение данной части работ, сообщил о том, что откорректированный результат его работ будет направлен в адрес Подрядчика 14.02.2024.
В связи с этим Подрядчик сможет загрузить полный результат работ во ВГИОП также только 14.02.2024.
Однако на момент заседания Комиссии УФАС, ИП Галай Г.А. не успел отработать замечания в своей части, но сообщил о том, что 19.02.2024 Подрядчик сможет сдать результат Работ в КГИОП.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "КРИАДОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "КРИАДОН" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "КРИАДОН" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КРИАДОН" (ИНН: 7811520540), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 февраля 2024 г. N РНП-78-311/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024