Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Государственной административно-технической инспекции (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленный о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/3802/24 от 14.02.2024);
при участии представителя ООО "ЭКСПРЕСС" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3645-ЭП/24 от 13.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание клининговых услуг для нужд Государственной административно-технической инспекции в 2024-2025 г. (извещение N 0172200003923000031),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг для нужд Государственной административно-технической инспекции в 2024-2025 г. (извещение N 0172200003923000031) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 737 168,32 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭКСПРЕСС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭКСПРЕСС" заключен государственный контракт N 115/23 от 29.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 3 102 844,85 рублей, по условиям которого Участник обязан оказывать клининговые услуги для нужд Государственной административно-технической инспекции в 2024-2025 г (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭКСПРЕСС" в связи со следующим:
Оказание услуг в период с 09.01.2024 по 26.01.2024 происходило с нарушениями п.2.1 Технического задания, а именно:
1. Заказчику не предоставлен приказ о назначении представителя Исполнителя ответственного за оказание сопутствующих услуг на объекте с указанием предоставляемых ему полномочий.
2. Руководство персоналом Исполнителя на объекте не осуществляется на постоянной основе в течение рабочего дня - Заказчик вынужден связываться с названным руководителем Исполнителя представителем по телефону.
3. Весь персонал, оказывающий услуги, должен владеть русским языком. Уборщик слабо владеет русским языком, что затрудняет возможность общения представителя Заказчика с ним по вопросам оказания услуг.
4. При внесении изменений в список допущенных на объект сотрудников Исполнитель не направляет письменные уведомления Заказчику за 2 (два) рабочих дня до начала оказания услуг. Фактически Заказчик узнает о смене сотрудников при появлении нового человека на посту охраны и телефонном уведомлении Исполнителя о смене уборщика, в связи с чем Заказчик вынужден оформлять пропуск сотрудникам в срочном порядке для своевременной уборки помещений.
5. В соответствии с условиями технического задания, рекомендованное количество сотрудников Исполнителя, привлекаемых для оказания услуг на Объекте должно быть не менее 2 человек (уборщиков служебных помещений) и контактное лицо 1 человек, контролирующий работу предоставленных уборщиков (ответственное лицо Исполнителя). В настоящий момент уборку осуществляет лишь 1 уборщик с нарушением установленного времени.
26.01.2024 установлено, что уборщик покинул рабочее место в 17.00 не закончив уборку помещений, основная уборка выполнялась в период проведения поддерживающей.
26.01.2024 не была произведена уборка следующих помещений:
- N 102 - 25,58 м2
- N 103 - 30,4 м2
- N 105 - 33,7 м2,
- N 107 - 22,7 м2,
- N 222, 223, 224 - 93,8 м2. - П 13 (санузел) - 2,95 м2
- П 14 (санузел) - 3,55 м2
- П 03 (кородор) - 19,3 м2
Итого общая площадь помещений, оставшихся без уборки 26.01.2024 составляет 231,98 м2.
В связи с неполным исполнением своих обязательств Исполнителем, Заказчику пришлось привлекать штатную уборщицу для своевременной уборки указанных помещений. Указанные нарушения подтверждаются Актом экспертизы от 29.01.2024.
Качество уборки, проведенной Исполнителем, при этом подвергается систематическим замечаниям со стороны Заказчика: отмечены массовые замечания по уборке санузлов и применяемым расходным материалам.
Также в соответствии с п.2.1 Технического задания Заказчиком предоставлено сотрудникам Исполнителя помещение для переодевания, отдыха и хранения санитарно-гигиенической продукции, расходных материалов, оборудования, уборочного инвентаря и приспособлений. Исполнитель при этом систематически оставляет уборочный инвентарь в местах общего пользования (санузлах).
6. Заказчику не представлены документы, подтверждающие наличие правовых оснований в отношении лица, назначенного Исполнителем в качестве ответственного представителя, а также персонала, непосредственно оказывающего услуги клининга (копия трудовой книжки/договор возмездного оказания услуг).
7. Заказчику не представлены надлежаще заверенная копия приказа о назначении лица, ответственного за соблюдение сотрудниками Исполнителя требований по охране труда при оказании услуг на Объекте Заказчика (либо доверенность на ответственное лицо).
8. Заказчику не представлены надлежаще заверенные копии протоколов и удостоверений проверки знаний требований охраны труда ответственных лиц, непосредственно задействованных в оказании услуг.
9. Заказчику не представлен Журнал оказания услуг (Журнал учета оказания клининговых услуг персоналом на закрепленной территории), форма журнала предварительно с Заказчиком также не была согласована.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭКСПРЕСС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что со стороны ООО "ЭКСПРЕСС" принимались все меры для своевременного исполнения Контракта.
Представитель ООО "ЭКСПРЕСС" предоставив документы и полную хронологию событий, ходатайствовал о невключении Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "ЭКСПРЕСС" неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "ЭКСПРЕСС" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ЭКСПРЕСС" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ЭКСПРЕСС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭКСПРЕСС" (ИНН: 7810904631), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 февраля 2024 г. N РНП-78-309/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024