Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШОР N 3 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Медицинский центр "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3310-ЭП/24 от 09.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников (извещение N 0372200275922000035),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников (извещение N 0372200275922000035) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 356 993,45 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Медицинский центр "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медицинский центр "Медвир" заключен государственный контракт N 0372200275922000035 от 09.12.2022 (далее - Контракт) на сумму 322 567,82 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медицинский центр "Медвир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Приложение N 2 к Контракту устанавливает, что Исполнитель в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения от Заказчика письменного списка работников, подлежащих медицинским осмотрам, составляет Календарный план проведения периодических медицинских осмотров (далее - Календарный план). Календарный план согласовывается Исполнителем с Заказчиком (его представителем) и утверждается руководителем Исполнителя (п. 2.1 вышеуказанный график не предоставлен,
Приложение N2 к Контракту устанавливает, что по итогам прохождения периодических осмотров Исполнитель обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников. составляет в трех экземплярах заключительный акт, и в течение 20 дней направляет экземпляры заключительного акта Заказчику (п. 2.7.), в нарушение вышеуказанного п. 29.12.2023 передан один экземпляр со значительным количеством ошибок.
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29 ("Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам. при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры" (далее - Приказ), устанавливает, что по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется Заключение по его результатам в соответствии с пунктом 16 Порядка.
Заключение составляется в пяти экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику, Второй экземпляр Заключения приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился периодический осмотр, третий - направляется работодателю, четвертый - в медицинскую организацию, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания. пятый - по письменному запросу в Фонд социального страхования с письменного согласия работника.
Заключительный акт (в том числе в электронной форме) составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Сведения об исполнении вышеуказанных требований не предоставлены,
Заключительный акт должен быть утвержден председателем врачебной комиссии и заверен печатью медицинской организации.
При проверке сведений, отраженных в Едином Реестре выданных ЛМК дата аттестации отражается после изготовления заключительного акта.
Как следует из предоставленных личных медицинских книжек часть из них оформлена в 2024 году, отсутствуют печати и подписи врачей, заключение о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации сотрудников проставлена после составления заключительного акта (25.09.2023), в акте имеется значительное количество опечаток.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Медицинский центр "Медвир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Участник не согласен с решением Заказчика об одностороннем расторжении контракта от 29.01.2024 по следующим основаниям:
1. Календарный план проведения периодических медицинских осмотров был подписан руководителем Участника и согласован с Заказчиком 22.02.2023.
2. Заключительный акт оформляется с указанием персональных данных работников на основании предоставленного Заказчиком списка (внесение сведений о работниках производится автоматически), таким образом, наличие возможных ошибок объясняется их наличием в предоставленных Заказчиком документах.
Заключительный акт был составлен в 5 экземплярах, три экземпляра акта были распределены между Центром профпатологии, Заказчиком и Участником.
3. Два экземпляра Заключительного акта были переданы в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и в Отделение Социального Фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 16.01.2024.
4. Прохождение медицинских осмотров было проведено в соответствии с календарным планом, согласованным с Заказчиком. Дата голограммы в личных медицинских книжках соответствует лишь дате поступления сведений о проведенном осмотре в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.
При этом Заказчик не предлагал Участнику устранить какие-либо недостатки в выполненных услугах, хотя ни один из предполагаемых Заказчиком недостатков не являлся бы неустранимым, а равно - существенным.
Из фактического поведения Заказчика видно, что он сохранял интерес к исполнению Контракта и принимал исполнение Участника вплоть до 29.01.2024, когда было принято решение об одностороннем отказе от контракта.
На момент принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта все заявленные медосмотры были проведены, а документы предоставлены Заказчику.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "Медицинский центр "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Медицинский центр "Медвир" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Медицинский центр "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медицинский центр "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 февраля 2024 г. N РНП-78-302/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024