Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ РПЦ "Пушкинец" (далее - Заказчик):
ООО "АЙКЮ ВОДА" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6074-ЭП/24 от 11.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку кулеров и термопота для СПб ГБУ РПЦ "Пушкинец" в 2024 году (извещение N 0372200016223000045),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кулеров и термопота для СПб ГБУ РПЦ "Пушкинец" в 2024 году (извещение N 0372200016223000045) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 68 578,74 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЙКЮ ВОДА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АЙКЮ ВОДА" заключен государственный контракт N 0372200016223000045 от 25.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 68 578,74 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АЙКЮ ВОДА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку кулеров и термопота для СПб ГБУ РПЦ "Пушкинец" (далее - Товар) в срок с даты заключения Контракта после получения заявки от Заказчика в течение 5 рабочих дней, но не позднее 15.02.2024 (п. 3.1 Контракта).
14.02.2024 Участник поставил Товар в адрес Заказчика, о чем в ЕИС был размещен документ о приемке N 6253523 от 14.02.2024, однако Заказчик отказался от приемки Товара, представив 15.02.2024 мотивированный отказ от подписания документов о приемке в связи с выявленными нарушениями условий Контракта, а именно:
- поставленный Товар не соответствует стране происхождения, указанной в Приложении N 1 к Контракту (Расчет цены Контракта);
- высота поставленного кулера не соответствует высоте, указанной в спецификации на поставку товара (Приложение N 2 к Контракту).
На основании вышеизложенного Заказчик в мотивированном отказе от подписания документа о приемке предоставил Участнику срок (5 рабочих дней), в течении которого указанные выше нарушения должны были быть устранены, т.е. до 22.02.2024 включительно.
Вместе с тем по состоянию на 26.02.2024 нарушения условий Контракта не были устранены Участником.
На основании вышеизложенного, в связи с неисполнением Участником обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АЙКЮ ВОДА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "АЙКЮ ВОДА" была подана заявка на участие в Аукционе извещение N 0372200016223000045 со страной происхождения Товара - Россия. Однако при подаче заявки ООО "АЙКЮ ВОДА" не учло способ загрузки бутылей (в данном случае - это нижняя загрузка). При поставке Заказчику кулеров в количестве 6 штук в их приемке было отказано. Заказчик действовал в рамках Закона о контрактной системе и вернул Товар Участнику.
ООО "АЙКЮ ВОДА" осуществляло попытки поиска кулеров с нижней загрузкой, произведенных в России, однако найти Товар с указанными в Спецификации (Приложение N 2 к Контракту) характеристиками и страной происхождения Россия не представилось возможным по причине его отсутствия на рынке поставщиков в Российской Федерации. Данный факт подтверждается соответствующими ответами на обращения Участника от ООО "ТД "Аквамарин" и от ОСП "Аква маркет".
Также представитель Участника сообщил, что ООО "АЙКЮ ВОДА" является добросовестным поставщиком и участвует в государственных закупках с 2020 года. В рамках Закона о контрактной системе ООО "АЙКЮ ВОДА" исполнено 45 государственных и муниципальных контрактов, 32 контракта находятся на стадии исполнения, претензий от заказчиков в ООО "АЙКЮ ВОДА" не поступало, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "АЙКЮ ВОДА" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
На основании вышеизложенного, с учетом ошибочных действий ООО "АЙКЮ ВОДА", обусловленных в том числе человеческим фактором, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АЙКЮ ВОДА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС подтвердил указанные представителем Участником доводы, а также сообщил, что не настаивает на включении ООО "АЙКЮ ВОДА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "АЙКЮ ВОДА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АЙКЮ ВОДА" (ИНН: 7810789330), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2024 г. N РНП-78-450/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024