Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Проектный институт транспортной инфраструктуры и промышленности" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6147-ЭП/24 от 11.03.2024) на действия Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на операторское сопровождение и продвижение официального Инвестиционного портала Санкт-Петербурга spbinvestment.ru (извещение N 0172200003424000002) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 22.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200003424000002.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
в закупки на праве
В соответствии с п. 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Порядком оценки в оспариваемой части установлены следующие указания:
"Оценка осуществляется на основании информации, предоставленной участником об объёме исполненных контрактов/договоров на оказание услуг сопоставимого характера и объема.
За услуги сопоставимого характера и объема будут считаться услуги по сопровождению и продвижению сайтов и порталов, в том числе официальных сайтов исполнительных органов государственной власти.
Предложение участника закупки по показателю подтверждается формой "Квалификация участника закупки" (Приложение к Приложению N 5 к извещению о проведении закупки по Открытому конкурсу в электронной форме) с приложением копий соответствующих исполненных контрактов/договоров на оказание услуг (выполнение работ), связанных с предметом контракта, и копий актов оказанных услуг по указанным контрактам/договорам, непосредственно под каждым контрактом/договором, исполнение которого подтверждается участником закупки. Суммы в приложенных контрактах/договорах и Актах должны совпадать, в случаях расхождения, приложить документ, свидетельствующий об изменениях в данной части (Дополнительное соглашение). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. В случае если контракт и/или договор заключен в электронной форме, участнику закупки необходимо представить сведения об электронных подписях. К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В случае, если информация о контракте (в том числе копии контракта и актов оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, содержится в ЕИС, то участник может не прикладывать копии документов по контракту, а только указать Реестровый номер контракта и интернет-ссылку на контракт в ЕИС. (Это не распространяется на договоры, заключенные в соответствии с законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так как по таким договорам в открытой части ЕИС Заказчик не имеет возможности увидеть скан-копии договора и закрывающих документов, информацию о том, был ли договор исполнен сторонами).
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.
Кроме того, положением об оценке не определен алгоритм выбора формул и диапазон между минимальным и максимальным значениями, соответственно Заказчик вправе самостоятельно определить одну из установленных формул для расчета значений по критериям оценки.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Проанализировав положения в части установленных предельных значений Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены детализирующие показатели, в рассматривающей части, не противоречащие п. 27 Положения.
Довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
В отношении установленного положения порядка оценки: "Предложение участника закупки по показателю подтверждается формой "Квалификация участника закупки" (Приложение к Приложению N 5 к извещению о проведении закупки по Открытому конкурсу в электронной форме) с приложением копий соответствующих исполненных контрактов/договоров на оказание услуг (выполнение работ), связанных с предметом контракта, и копий актов оказанных услуг по указанным контрактам/договорам, непосредственно под каждым контрактом/договором, исполнение которого подтверждается участником закупки" представитель Заказчика пояснил, что в указанной части была допущена техническая ошибка, предоставление форм в составе заявок на участие не требуется.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
2. Согласно п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Извещением предусмотрен следующий порядок оценки заявок по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"" критерия "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
В рамках показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Для оценки заявок по показателю установлена шкала оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
В рамках закупки оценивается наличие подтверждающих документов о привлечении соответствующих сотрудников на время исполнения контракта.
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
А |
1. Наличие подтверждающих документов о привлечении следующих специалистов: корректор, переводчик, дизайнер, веб-аналитик, веб-райтер в сфере экономики и инвестиций. Подтверждающие документы по 4 (и более) из 5 указанным специалистам. 2. Образование: высшее, профильное; Подтверждается дипломом о высшем образовании. 3. Опыт трудовой деятельности специалистов на соответствующей должности не менее 2 лет. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Или наличие у специалистов успешного опыта работы по сопровождению и продвижению государственных сайтов и порталов. Подтверждается портфолио или иным документом, подтверждающим наличие опыта. |
100 |
Б |
1. Наличие подтверждающих документов о привлечении следующих специалистов: корректор, переводчик, дизайнер, веб-аналитик, веб-райтер в сфере экономики и инвестиций. Подтверждающие документы по 3 из 5 указанным специалистам. 2. Образование: высшее/среднее, профильное; Подтверждается дипломом о высшем образовании и/или курсами повышения квалификации/сертификатами по профильным и смежным сферам. 3. Опыт трудовой деятельности специалистов на соответствующей должности не менее 1 года. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Или наличие у специалистов успешного опыта работы по сопровождению и продвижению государственных сайтов и порталов. Подтверждается портфолио или иным документом, подтверждающим наличие опыта. |
50 |
В |
1. Наличие подтверждающих документов о привлечении следующих специалистов: корректор, переводчик, дизайнер, веб-аналитик, веб-райтер в сфере экономики и инвестиций. Подтверждающие документы по 2 из 5 указанным специалистам. 2. Образование: высшее/среднее, профильное; Подтверждается дипломом о высшем образовании и/или курсами повышения квалификации/сертификатами по профильным и смежным сферам. 3. Опыт трудовой деятельности специалистов на соответствующей должности не менее полугода. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. |
20 |
Г |
Документы не представлены и/или не соответствуют уровням шкалы А), Б), В) |
0 |
Проанализировав сведения извещения о проведении конкурса Комиссия УФАС пришла к выводу, что порядок оценки в части требуемого перечня документов, а именно требования к учету портфолио или иным документом, подтверждающим наличия опыта, является неправомерным для получения баллов, не соответствует п.30 Положения и положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленная Заказчиком шкала оценки заявок по показателю является не пропорциональной, поскольку из установленной Заказчиком шкалы оценки не прослеживается зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
3.Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 50, 69, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проектный институт транспортной инфраструктуры и промышленности" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2024 г. N 44-1069/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024