Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ЛДЦ" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6596-ЭП/24 от 14.03.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100048824000221. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 580 634, 00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований к закупаемым товарам, которые являются излишними, не предусмотрены документами национальной системы стандартизации и ограничивают количество участников закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение работы именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого аукциона:
Наименование товара |
Код КТРУ/ Код ОКПД 2 |
Характеристики Товара |
||||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
||
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119-00000008* |
Внешняя отделка |
Текстурный рисунок в области пальцев |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов |
Длина |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для фиксации на предплечье |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения) |
|
Ньютон |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) |
|
процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Размер |
XS, S, M, L, XL |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для подбора товара индивидуально для каждого потребителя |
||
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119-00000008* |
Внешняя отделка |
Текстурный рисунок в области пальцев |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов |
Длина |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для фиксации на предплечье |
||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для механической прочности |
||
Назначение |
Для клинико-диагностических исследований и манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
в соответствии с ГОСТ 51088-2013 и ГОСТ 31508-2012 |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения) |
|
Ньютон |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) |
|
процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Размер |
XS, S, M, L |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для подбора товара индивидуально для каждого потребителя |
||
Упаковка |
Гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для профилактики контактного пути инфицирования |
||
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119-00000008* |
Внешняя отделка |
Текстурный рисунок в области пальцев и ладони |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов и оборудования |
Форма перчатки |
С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях |
||
Цвет |
Белый или бежевый |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для профилактики контактного дерматита и объективной оценки следов биологических жидкостей |
||
Длина |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для фиксации на предплечье |
||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для механической прочности |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения) |
|
Ньютон |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) |
|
процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Размер |
S, M, L |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для подбора товара индивидуально для каждого потребителя |
||
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119-00000008* |
Внутреннее покрытие |
Полимерное синтетическое абсорбирующее с противовоспалительным компонентом |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для усиления барьерных свойств и обеспечение абсорбции и отведении влаги. Для профилактики мацерации кожи при продолжительных манипуляциях |
Состав внутреннего покрытия |
противовоспалительный компонент на основе Алое Вера |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для профилактики контактного дерматита и воспалительных заболеваний кожи рук при продолжительных манипуляциях у специалистов с чувствительной кожей рук |
||
Структура перчатки |
Двухслойная |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для контроля целостности перчатки, своевременной индикации места прокола |
||
Цвет внешнего слоя |
Синий или зеленый |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
контрастный по отношению к цвету крови |
||
Цвет внутреннего слоя |
Белый или телесный |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы |
||
Внешняя отделка |
Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов и оборудования |
||
Длина |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для дополнительной защиты предплечья, фиксации на рукаве медицинской одежды и удобства надевания снятия перчаток, профилактики разрывов манжеты при надевании и снятии |
||
Одинарная толщина (в области ладони) |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для обеспечения механической прочности и устойчивости от воздействия химически агрессивных сред, в том числе для продолжительных клинко-диагностических манипуляций и лабораторных работ |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения) |
|
Ньютон |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) |
|
процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Устойчивость к проникновению переносимых с кровью патогенов |
Соответствие тесту АСТМ Ф-1671 (ASTM F-1671), наличие протоколов испытаний или информации на упаковке |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 57404-2017 |
||
Информация о наличии компонента |
На групповой упаковке ГОСТ Р 52239-2004 п.8 |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для проверки заявленного изделия |
||
Назначение |
Для клинико-диагностических исследований и манипуляций по дезинфекции и обеззараживанию |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
в соответствии с ГОСТ 51088-2013 и ГОСТ 31508-2012 |
||
Размер |
XS, S, M, L, XL |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для подбора товара индивидуально для каждого потребителя |
||
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119-00000008* |
Внешняя отделка |
Текстурный рисунок в области пальцев |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для улучшенного захвата инструментов |
Длина |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для защиты предплечья до локтевого сгиба |
||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
для обеспечения механической прочности и химической устойчивости |
||
Усилие при разрыве (до ускоренного старения) |
|
Ньютон |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Удлинение при разрыве (до ускоренного старения) |
|
процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 |
||
Размер |
XS, S, M, L, XL |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для подбора товара индивидуально для каждого потребителя |
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что дополнительные требования к закупаемому товару установлены с учетом необходимости получения товара, обладающего определенными функциональными и потребительскими свойствами, которые были им указаны при описании закупаемого товара. Указанное условие обусловлено спецификой деятельности Заказчика по оказанию высококвалифицированной медицинской помощи.
Комиссия УФАС отмечает, что с учетом данных пояснений Заказчика, а также учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми для удовлетворения потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие довод Заявителя о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии УФАС не явился, что стало причиной невозможности дать необходимые пояснения относительно содержащихся в жалобе доводов, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя о нарушении Заказчиком требований к описанию объекта закупки, равно как и доказательств, подтверждающих позицию Заявителя о невозможности поставить товар с установленными в извещении характеристиками.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛДЦ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2024 г. N 44-1082/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024