Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
лично ИП Исаева Р.И. (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6101-ЭП/24 от 11.03.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку постельных принадлежностей (извещение N 0372200070524000009) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 29.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200070524000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 215 921, 80 рублей.
В жалобе ИП Исаев Р.И. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в не установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно постановлению Правительства от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
- в нарушении правил использования каталога товаров, работ и услуг;
- в утверждении ненадлежащей инструкции.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.1 постановления N 616 установлен запрет допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В силу подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления Правительства N 616 запреты не применяются в случае, если стоимость закупки одной единицы товара не превышает 300 тыс. рублей, или суммарная стоимость закупки совокупности таких товаров составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 Перечня).
Как следует из извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка товаров, отнесенных к следующим позициям Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, (далее - ОКПД2):
13.92.12.111 Простыни из хлопчатобумажных тканей
13.92.12.112 Пододеяльники из хлопчатобумажных тканей
13.92.12.113 Наволочки из хлопчатобумажных тканей
13.92.14.110 Белье туалетное
13.92.13.112 Салфетки столовые из хлопчатобумажных тканей
13.92.13.111 Скатерти из хлопчатобумажных тканей
13.92.21.110 Мешки для упаковки готовых изделий
13.99.19.122 Пеленки детские и аналогичные изделия санитарно-гигиенические из ваты из хлопка,
Указанные подкатегории входят в подкласс ОКПД2 13.09, который включен в перечень, являющийся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616.
При этом, в письме Минпромторга России от 17.01.2024 N ПГ-12-539 указано, что под совокупностью товаров применительно к постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД 2.
Под одним кодом ОКПД 2 понимается девятизначный код (подкатегория) ОКПД 2 промышленного товара, который указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как видим, согласно Обоснование_НМЦК[8].docx, стоимость каждой товарной позиции не превышает 300 тыс. руб, и суммарная стоимость каждой товарной позиции не превышает 1 млн. руб.
Исходя из вышеизложенного, действия Заказчика, не установившего запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с требованиями Постановления N 616, не противоречат законодательству о контрактной системе, а довод жалобы в рассматриваемой части не ходит своего подтверждения.
2. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5-6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в п.п. 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.п. 6-7 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Кроме того, из системного толкования абц. 2 п. 7 Правил следует, что в случае отсутствия необходимого кода каталога товара, работы, услуги, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе к извещению об осуществлении закупки.
В отношении закупаемого товара Заказчиком использована позиция каталога товаров, работ и услуг 13.92.12.112-00000006, а также установлены требования, которые данной позицией не предусмотрены.
Извещение содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации и дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, которые не предусмотрены в позициях каталога, а именно:
"Обоснование использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии со статьей 33 Закона N 44 ФЗ: в технических характеристиках КТРУ на требуемые товары отсутствует требование о соответствии нормативно-техническому документу - ГОСТ, РСТ и др. нормативным актам, действующим в РФ. Заказчиком установлены дополнительные требования к техническим характеристикам в соответствии с параметрами и нормами для требуемых товаров, установленными в ГОСТ, РСТ и др. нормативных актах, действующих в РФ. Включение дополнительных требований необходимо для проверки качества товаров на соответствие его действующему нормативному документу при непосредственной приемке товара.".
По мнению Комиссии УФАС, приведенное обоснование скорее носит формальный характер и не содержит объективной аргументации, доказывающей факт того, что установленные в извещении дополнительные потребительские свойства закупаемого товара действительно необходимы Заказчику для удовлетворения его нужд, а поставка товара с иными характеристиками и свойствами не удовлетворит потребность Заказчика.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении о закупке имеется ссылка исключительно на потребность Заказчика, но не раскрыто само обоснование необходимости использования многочисленных дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении п. 6 Правил использования КТРУ, и является нарушением
ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
3. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Электронным документом "Требования_к_содержанию,_ составу_заявки_на_участие_0372200287224000006.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена, в том числе, инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующие положения:
""1) При описании требований к значению показателя, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания) и символы: <_> "от_", <_> "менее", "уже
", <
> "
", "до
", "шире
", <
> "выше
", "больше
", "меньше_", "ниже_", "не должна быть менее_", "<_", "не больше_", "не должно быть менее_", ">_", "не должны быть менее_", "не должен быть менее_", "не меньше_ и не больше_", "не меньше_ менее_", "не ниже_ - не больше_","не ниже_ и не выше_","не ниже_ - менее_", "не менее_ _ не больше
","не менее
-
", "не менее
и менее
",
выше
и не более
, "выше
", "выше
- <
", "больше
<
","больше
- меньше
", <
>, ">
- <
",
более
до
, "более
и менее
", "от
- не больше
", "от
", "уже_ - не уже_", "шире_ и не шире_". В этих случаях участник указывает одно значение показателя без использования вышеуказанных слов (словосочетаний) (если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией).
<_>
В случае использования Заказчиком словосочетания "и/или" Участник закупки может выбрать как одно из предлагаемых значений, так и несколько, используя при этом союз "и". При этом не допускается использование Участником закупки в составе заявки значений показателей с использованием союза "или" или словосочетания "и/или". Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного варианта значения показателя. По показателям, которые установлены для остальных значений (которые не выбрал участник), участник указывает следующие слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" либо иные исключающие двоякое толкование.
В случае установления требования к значению показателя с применением знаков "*" или "/", участник закупки в заявке на участие в закупке обязан указать одно из альтернативных значений показателя (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения, в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби с единицей измерения "дюйм", в номинальном напряжении 230/400 В). Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного варианта значения показателя. По показателям, которые установлены для остальных значений (которые не выбрал участник), участник указывает следующие слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" либо иные исключающие двоякое толкование.
3) При описании требований к значению показателя, которые определяются диапазоном значений, Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания, символы):
"не меньше_ _ не больше_", <_> "не меньше_ и <_", <_> "не ниже_ - ", "не ниже
- <
", "не менее
и не больше
",
не менее
- до
, "не менее_ менее_", "выше_ и до_", "выше_ - менее_", "больше_ - <_", "больше_ и не более_", ">_ и <_", ">_ до_", "более_ и до_", "более_ _ менее
", "от
и не больше
", "от
", "от
менее
", "не больше
- не меньше_", "до_ и не меньше_", "<_ - не менее_". В этих случаях участник предоставляет соответствующее значение диапазона без использования вышеуказанных слов (словосочетаний, символов) установленных в требованиях к значению показателя (если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией).
При установлении значений показателей с использованием слов (словосочетаний): "более_ и менее_" в сочетании со словом "диапазон" в любой форме установленным в наименовании показателя, "не менее_и менее_" в сочетании со словом "диапазон" установленным в наименовании показателя, "от_и до _" в сочетании со словом "диапазон" установленным в наименовании показателя, участник предоставляет соответствующее значение диапазона без использования вышеуказанных слов (словосочетаний) установленных в требованиях к значению показателя.
<_>
При указании конкретных показателей, участником закупки, в обязательном порядке указывается единица измерения показателя, в соответствии с единицами измерения установленными в требованиях.
При предоставлении сведений о конкретных показателях товаров не допускается использование слов (словосочетаний) в любых формах: <_> "необходимо", "требуется", "нужно", "понадобится" в том числе требование распространяется, если указанные слова/ словосочетания сопровождаются частицей "не_".
В случае если требование, которое не может изменяться содержит в себе различные разновидности товара (типоразмеры, цвета, марки и т.п.), то в этом случае участнику закупки необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями (характеристиками) для каждой разновидности товара.
В случае, если наименование показателя содержит слово "минимальной(-ое, -ые,-ая,-ым,-ый, -ую во всех падежах)", то данное требование относится к показателям, для которых установлено минимальное значение показателя.
Используемые в требовании к значению показателя слова "возможно", "нужно", <_> "может быть", "может иметь", "могут быть", "могут иметь" и подобные должны быть конкретизированы, т.е. заменены на слова "наличие", "отсутствие", "отсутствуют", "отсутствует", "присутствует" или "имеют" либо иное, исключающее двоякое толкование показателя товара, либо удалены.".
У Комиссии УФАС отсутствует доказательства, что все положения инструкций применимы для установленных требований к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям предлагаемого к поставке товара.
Таким образом Комиссия УФАС отмечает, что содержащиеся в извещении инструкции по заполнению заявок не только не определяет объективный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки, что нарушает п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Исаева Р.И. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2024 г. N 44-1081/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024