Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУК "Музейно-досуговый комплекс "Центральный парк культуры и отдыха имени С.М. Кирова" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "РМА" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 6359-ЭП/24 от 12.03.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг скорой медицинской помощи в период проведения Праздника модельно-технического спорта "Елагин слёт" (извещение N 0372200274724000002) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, номер извещения 0372200274724000002.
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 280,00 рублей.
В жалобе ООО "РМА" указало, что Заказчик, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и просил признать ее необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
При этом, частью 6 ст.31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
По мнению Заявителя, в извещении Заказчик должен был указать наличие следующих лицензий:
- лицензия на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
- лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений: - Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях; - Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях.
Согласно п.46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СБ")", определен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Постановление N 852).
Согласно Приложения к Постановлению N 852, к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность относятся, в том числе следующие работы: скорой медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения РФ N 866н от 19.08.2021 г. утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 3 Классификатора установлено:
При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
по скорой медицинской помощи |
скорая медицинская помощь |
вне медицинской организации |
амбулаторно | ||
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь |
стационарно (в условиях отделения экстренной медицинской помощи) |
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является оказание услуг скорой медицинской помощи в период проведения Праздника модельно-технического спорта "Елагин слёт".
Заказчиком в извещении установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:
"Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации: по скорой медицинской помощи. Требование установлено в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Подтверждающие документы: - действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации: по скорой медицинской помощи или - выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, подтверждающая наличие у частника закупки вышеуказанной лицензии; или - копия акта лицензирующего органа о принятом решении, подтверждающая наличие у участника закупки вышеуказанной лицензии.".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
оказание услуг по скорой медицинской помощи вне медицинской организации является самостоятельным видом работ (услуг) и требования к лицензии участников, установленные Заказчиком, соответствуют действующему законодательству о лицензировании медицинской деятельности: наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием следующих видов деятельности: скорая медицинская помощь вне медицинской организации.
В техническом задании Заказчиком установлено требование об оказании медицинской помощи только общепрофильной выездной бригадой и, соответственно, требование к участнику закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности только с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Согласно п. 17 Приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, выездная бригада скорой медицинской помощи вызывает специализированную выездную бригаду скорой медицинской помощи или выездную экстренную консультативную бригаду скорой медицинской помощи (при их наличии на территории обслуживания) в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами.
Таким образом, непосредственное наличие специализированных бригад (по анестезиологии и реаниматологии, педиатрических, психиатрических и т.д.) при проведении культурно-массового мероприятия не требуется и Заказчиком правомерно не установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой специализированной медицинской помощи, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно данному Перечню лицензированию подлежат услуги скорой медицинской помощи, составляющие медицинскую деятельность. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Таким образом, услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. (полный перечень изложен в жалобе Заявителя), не могут считаться медицинской услугой, в связи с чем установление требования о наличии у участника закупки лицензии на услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. будет являться незаконными, излишним и ограничивающими права и законные интересы потенциальных участников закупки, поскольку предметом закупки является оказание медицинских услуг по скорой медицинской помощи, а не оказание услуг по обороту наркотических средств.
Кроме того, такие виды деятельности не входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 года N 852), а также не входят в Классификатор работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность (утв. Приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н).
Если подобные требования предъявляются к лицензируемым организациям в процессе получения лицензии на медицинскую деятельность, то лицензирующий орган проверяет и определяет, соответствует ли лицензиат таким требованиям. Таким образом, при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности Заказчику не требуется какого-то дополнительного подтверждения соответствия организации-участника лицензионным требованиям, такое соответствие уже определил лицензирующий орган.
Предметом оспариваемой закупки является оказание услуг скорой медицинской помощи в период проведения культурно-массового мероприятия, к которым какие-либо специальные требования законодательством не установлены.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не обеспечил присутствие представителя, доказательств обратного сказанному представителями Заказчика, Заявителем, соответственно, не приведено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
2.В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно пп. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Из сведений извещения о закупке следует, что Заказчиком установлены, в том числе, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"Действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации: по скорой медицинской помощи
или
- выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, подтверждающая наличие у частника закупки вышеуказанной лицензии;
или
- копия акта лицензирующего органа о принятом решении, подтверждающая наличие у участника закупки вышеуказанной лицензии.".
В силу п.2 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом положений п. 4 ст.3 Закона N 99-ФЗ каждым лицензирующим органом (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) его территориальными органами, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос") осуществляется самостоятельное ведение реестра лицензий по соответствующему виду деятельности в рамках установленных полномочий.
Частью 7 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
В соответствии с п. 26 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, выписка из реестра лицензий, которая содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям.
Учитывая изложенное, в случае, если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.
Частью 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
Частью 3 статьи 9 Закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.
Таким образом, в целях исполнения требований пп. "н" п.1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу ч. 8 ст.31 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24 "По вопросу подтверждения участниками закупок наличия лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, установление Заказчиком в извещении требования о предоставлении составе заявки Действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации: по скорой медицинской помощи или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, подтверждающая наличие у частника закупки вышеуказанной лицензии или копия акта лицензирующего органа о принятом решении, подтверждающая наличие у участника закупки вышеуказанной лицензии, нарушает положения ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 31, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 марта 2024 г. N 44-1097/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024