Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ПРОМЭН ГРУПП" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6329-ЭП/24 от 12.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823001376),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823001376) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 144 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОМЭН ГРУПП".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОМЭН ГРУПП" заключен государственный контракт N 0372100048823001376 от 22.01.2024 (далее - Контракт) на сумму 2 144 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРОМЭН ГРУПП".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 5 (пяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 25.01.2024 N ИС-05-07/421 направлена в адрес Поставщика и получена последним 25.01.2024. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 02.02.2024, Товар поставлен не был.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенных заявкой на поставку, в срок до 02.02.2024 (включительно).
В этой связи в адрес Поставщика направлена претензия от 05.02.2024 N ИС-05-07/687 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
По состоянию на 01.03.2024 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ).
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПРОМЭН ГРУПП" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Изучив размещенное Заказчиком извещение N 0372100048823001376, аукционную документацию, действуя добросовестно, в подтверждение реальной возможности участвовать в вышеуказанном Аукционе и исполнить Контракт, ООО "ПРОМЭН ГРУПП" была запрошена информация у нескольких юридических лиц о возможности и условиях поставки в адрес ООО "ПРОМЭН ГРУПП" изделий медицинского назначения, согласно спецификации к проекту контракта, в том числе и у ООО "Осирис", с которым ранее имелся подписанный договор поставки N 12/12-2023 от 12.12.2023.
19.12.2023 в адрес Поставщика посредством электронной связи было отправлено коммерческое предложение от ООО "Осирис" с информацией о возможности поставки требуемых изделий, после чего ООО "ПРОМЭН ГРУПП" подало заявку на участие в вышеуказанном Аукционе.
Таким образом, на момент подачи заявки ООО "ПРОМЭН ГРУПП" располагало объективными данными о возможности поставки медицинских изделии согласно условиям Контракта, в случае выигрыша Аукциона и заключения Контракта.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2024 N ИЭА1 ООО "ПРОМЭН ГРУПП" признано победителем.
Как сообщалось ранее, на момент подачи заявки на участие в Аукционе у ООО "ПРОМЭН ГРУПП" уже имелся ранее заключенный договор поставки с ООО "Осирис" от 12.12.2023, в соответствии с которым ООО "Осирис" (поставщик) обязался передать в собственность ООО "ПРОМЭН ГРУПП" медицинские изделия в количестве и номенклатуре согласно спецификациям к договорам, а ООО "ПРОМЭН ГРУПП" - принять и оплатить Товар в соответствии с условиями договора.
12.01.2024, после опубликования протокола подведения итогов определения поставщика, ООО "ПРОМЭН ГРУПП" запросило счет у ООО "Осирис" на поставку медицинских изделий. ООО "Осирис" выставило счет N 2 от 12.01.2024 на общую сумму 1 341 405,12 рублей. 15.01.2024 ООО "ПРОМЭН ГРУПП" полностью оплатило денежные средства ООО "Осирнс" платежным поручением N 4.
22.01.2024 между Заказчиком и Поставщиком был заключен Контракт.
25.01.2024 в адрес ООО "ПРОМЭН ГРУПП" Заказчиком была направлена заявка.
В этот же день, 25.01.2024, Поставщиком было получено письмо от ООО "Осирис" о невозможности поставки медицинских изделий в оговоренный срок (исх. 25/01-4 от 25.01.2024).
05.02.2024 в адрес ООО "ПРОМЭН ГРУПП" Заказчиком была направлена претензия о поставке изделий согласно условиям Контракта.
ООО "ПРОМЭН ГРУПП" уведомило Заказчика о задержке поставки по независящим от Поставщика обстоятельствам.
06.02.2024 ООО "ПРОМЭН ГРУПП" направило Заказчику ответ на претензию, в котором указало, что медицинские изделия будут поставлены в срок до 25.02.2024.
Однако 25.02.2024 поставить Товар в адрес Заказчика не представилось возможным.
В дальнейшем, 01.03.2024 ООО "ПРОМЭН ГРУПП" было получено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, по словам представителя Участника, на момент заседания Комиссии УФАС медицинские изделия поставлены в г. Санкт-Петербург и готовы к отгрузке Заказчику.
Также представитель Участника сообщил, что неоднократного нарушения сроков поставки со стороны ООО "ПРОМЭН ГРУПП" не было. Повторная заявка со стороны Заказчика не направлялась.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРОМЭН ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение, о том, что обстоятельства, на которые ссылается его представитель, явились непреодолимым препятствием для исполнения Контракта в соответствии с его условиями.
С целью исполнения Контракта в соответствии с его условиями Участник мог обратиться к другим поставщикам, чего им сделано не было. В данном случае Участник предпочел нарушить условия Контракта в части срока поставки Товара и ожидать заказанный им товар, тем самым лишив Заказчика того, на что он рассчитывал при размещении закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник не исполнил свои обязательства, предусмотренные Контрактом, ни в установленный Контрактом срок, ни на дату принятия Заказчиком Решения, также Участник не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, в десятидневный срок согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС настаивал на включении ООО "ПРОМЭН ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ПРОМЭН ГРУПП" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРОМЭН ГРУПП", ИНН: 7751176642; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Момзиков Евгений Александрович, ИНН: 026301718737, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ПРОМЭН ГРУПП" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.03.24 |
14.03.24 |
12.03.24 |
0 |
12.03.24 |
19.03.24 |
18.03.24 |
0 |
21.03.24 |
21.03.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 марта 2024 г. N РНП-78-466/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024