Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ООО "Интэч Технолоджи" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 6462-ЭП/24 от 13.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту профессионального цифрового звукового оборудования LAWO, установленного в Мариинском театре (извещение N 0372100014223000095),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту профессионального цифрового звукового оборудования LAWO, установленного в Мариинском театре (извещение N 0372100014223000095) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 475 042,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Интэч Технолоджи".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Интэч Технолоджи" заключен государственный контракт N 85/23-ЭА от 03.07.2023 (далее - Контракт) на сумму 5 795 162,59 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.2, 8.3, 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Интэч Технолоджи".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту профессионального цифрового звукового оборудования LAWO, установленного в Мариинском театре (далее - Работы).
Перечень заменяемых частей/узлов/блоков (далее - Используемый товар) и распределение их по оборудованию, подлежащему ремонту, определен в Приложении N 1 к Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту).
Место выполнения работ: Санкт-Петербург, улица Декабристов, дом 34 (далее - Объект); сервисный центр Исполнителя (при необходимости) (далее - СЦ) (п. 1.2 Контракта).
Срок выполнения работ по Контракту: общий срок выполнения работ не должен превышать 200 (двести) календарных дней с даты заключения Контракта, в том числе срок выполнения работ, указанный в п. 3.1.2 Технического задания не должен превышать 20 (двадцать) календарных дней с даты начала выполнения работ, указанной в уведомлении Исполнителя (п. 9.1.2 Контракта) (п. 9.1 Контракта), т.е. до 19.01.2024 (включительно).
Срок действия Контракта - не более 250 (двухсот пятидесяти) календарных дней, т.е. до 09.03.2024 (включительно).
В соответствии с п. 2.3.1 Контракта Исполнитель обязан выполнить работы, указанные в п. 1.1 Контракта, в соответствии с Техническим заданием, с надлежащим качеством, в объемах и в сроки, предусмотренные Контрактом. Состав выполняемых работ определен п. 3.1.2. Технического задания:
- визуальный осмотр (инструментальный контроль) оборудования;
- разборка оборудования;
- демонтаж неисправных частей/узлов/блоков;
- сборка, монтаж (установка) новых частей/узлов/блоков;
- выполнение системных тестов;
- конфигурирование (программирование) оборудования;
- послеремонтный контроль технического состояния оборудования.
Перечень заменяемых частей/узлов/блоков и распределение их по оборудованию, подлежащему ремонту определен Приложением N 1 к Техническому заданию.
Исполнитель обязан предоставить Заказчику сертификаты соответствия качества и/или декларацию о соответствии на используемый товар согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (если для товара указанным нормативным документом предусмотрена выдача и необходимость наличия документов, подтверждающих их качество).
Пунктом 9.1.2 Контракта установлена обязанность Исполнителя, при наличии у него всего используемого Товара из перечня, указанного в Таблице N 1 Приложения N 1 Технического задания направить Заказчику письменно уведомление о готовности приступить к выполнению работ в соответствии с п. 3.1.2 Технического задания с указанием даты начала выполнения работ.
В соответствии с п. 4.3 Контракта для проверки выполненных работ в части соответствия работ условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза выполненных работ может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
По результатам проведенной экспертизы работ, Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий Контракта.
Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 4.8 Контракта).
Расчеты между Заказчиком и Исполнителем производятся в срок не более семи рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в электронной форме, формируемого Исполнителем посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее - Документ о приемке) с приложением Акта выполненных работ, счета (счета - фактуры) (если применимо) (п. 3.4.3 Контракта).
По состоянию на 27.02.2024 Исполнитель Работы в соответствии с условиями Контракта на Объекте Заказчика не выполнил.
27.02.2024 Заказчиком составлен акт о нарушении Исполнителем условий заключенного Контракта. Со стороны Исполнителя имеет место быть факт неисполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 8.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2.2.6 Контракта установлено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии - в соответствии с обычаями делового оборота. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 ст. 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п.1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 1 ст. 711 ГК РФ установлено, что, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
В силу п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно ст. 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе.
На основании изложенного, ввиду того, что Исполнителем работы по ремонту профессионального цифрового звукового оборудования LAWO, установленного в Мариинском театре, в срок, установленный условиями Контракта (п. 9.1 Контракта) не выполнены, Заказчик, руководствуясь требованиями ст. 717 ГК РФ, ч.ч. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Интэч Технолоджи" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что, заключив Контракт с Заказчиком, ООО "Интэч Технолоджи" приступило к исполнению возложенных на себя обязательств, однако не могло предвидеть наступления следующих обстоятельств, что повлияли на принятие Заказчиком решения в одностороннем порядке расторгнуть Контракт.
После заключения Контракта Исполнитель приступил к закупке товара, который был необходим для выполнения Работ, согласно перечню, указанному в Таблице N 1 Приложения N 1 к Техническому заданию.
Ввиду того, что LAWO - это немецкая компания, из-за внешнеполитической обстановки в мире между Россией и иностранными государствами, ввиду введенных санкций некоторые организации покинули российский рынок и на связь напрямую не выходят. Весь необходимый товар закупался через параллельный импорт.
Исполнителем были заключены следующие договоры:
1. Договор N 21 от 01.07.2023 с ООО "ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИЯ Д-ЛАБ" (ИНН: 7801719270) на поставку OLED-дисплеев, touch-screen дисплея, колпачков для кнопок и ручек для енкодера, карт Compact Flash и др. согласно Спецификаций N 1 от 01.07.2023 на сумму 439 176,00 рублей, N 2 от 10.08.2023 на сумму 396 913,10 рублей, N 3 от 18.08.2023 на сумму 420 727,80 рублей, N 4 от 07.09.2023 на сумму 304 116,14 рублей, N 5 от 22.09.2023 на сумму 363 044,34 рублей, N 6 от 30.10.2023 на сумму 190 856,60 рублей, N 7 от 17.11.2023 на сумму 546 046,50 рублей, N 8 от 07.12.2023 на сумму 546 046,50 рублей, N 9 от 27.12.2023 на сумму 546 046,50 рублей.
2. Договор N 37 от 01.08.2023 с ИП Дмитриевой П.А. (ИНН: 470611309503) на поставку OLED-дисплеев и карт Compact Flash согласно Спецификации N 1 от 07.09.2023 на сумму 304 113,26 рублей.
Необходимый товар был закуплен и доставлен на склад ООО "Интэч Технолоджи" к 15.01.2024. В этой связи 16.01.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо N КАА 2024/1601/1 с уведомлением о готовности к исполнению обязательств по Контракту, начиная с 17.01.2024, с приложением документации для допуска на территорию Заказчика ответственных лиц для выполнения Работ согласно п. 9.1.2 Контракта.
23.01.2024 исх. N КАА 2024/2401/1 в адрес Заказчика направлено письмо с пояснением причины просрочки в исполнении обязательств по Контракту, а именно: товар закупается параллельным импортом. Данным письмом Исполнитель гарантировал выполнить Работы и оплатить образовавшуюся неустойку.
12.02.2024 исх. письмом N КАА 12-02-24/1 Исполнитель запросил у Заказчика разрешение на внос на территорию Мариинского театра инструмента, оборудования и запасных частей для выполнения Работ по Контракту с приложением перечня номенклатур.
ООО "Интэч Технолоджи" было готово исполнить Контракт должным образом, однако помимо просрочки в доставке необходимого оборудования из-за параллельного импорта, Исполнитель столкнулся еще с одним обстоятельством, которое явилось непредотвратимым и непреодолимым.
В состав Работ по Контракту входит конфигурирование оборудования, т.е. его программирование. ПО для оборудования должно быть строго лицензированным и оригинальным, предоставленным производителем такого оборудования.
Ввиду сложившихся обстоятельств, а именно: ограничительных мер, введенных Европейским союзом, и, как следствие, прекращения поставок оборудования, отсутствия возможности напрямую работать с фирмой LAWO, получить доступ к оригинальному ПО фактически невозможно. Исполнитель закупил необходимый товар, обойдя введенные санкции, однако не смог найти нужного ПО.
Европейский союз ввел санкции в отношении Российской Федерации в связи с военной операцией в Украине, повлекшие за собой столь жестокие экономические последствия. С данными санкциями можно ознакомиться на официальном сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по следующему URL-адресу: https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/. LAWO - это немецкая компания, которая соблюдает все соответствующие правительственные санкции.
Если бы Исполнитель знал, что при подаче заявки на участие в Аукционе о том, что на момент исполнения Контракта у него не будет возможности должным образом исполнять свои обязательства, то ООО "Интэч Технолоджи" не подавало бы заявку на участие в этом Аукционе вовсе.
15.02.2024 Исполнитель в адрес Мариинского театра согласно требованию п. 2.3.12 Контракта направил информационное письмо с изложением возникшей у него проблемы.
28.02.2024 ООО "Интэч Технолоджи" ознакомилось с Решением Заказчика о расторжении Контракта в одностороннем порядке. В своем Решении Заказчик указывает на то, что по состоянию на 27.02.2024 Исполнителем не выполнены Работы, предусмотренные Контрактом.
Вместе с тем представитель Участника сообщил, что Исполнитель с момента публикации Аукциона, подачи заявки на участие в Аукционе, заключения Контракта исполнял условия Контракта должным образом, закупил необходимый товар для выполнения Работ, осуществлял поиск актуального оригинального программного обеспечения для осуществления конфигурации оборудования LAWO. Обратиться на прямую в компанию LAWO по обоснованным причинам в настоящий момент не является возможным ввиду внешнеполитической ситуации в мире, связанной с введением санкций иностранными государствами в отношении Российской Федерации.
При этом в технической части выполнения Работ сотрудники ООО "Интэч Технолоджи" могли и могут осуществить обслуживание оборудования.
ООО "Интэч Технолоджи" считает, что наступившие обстоятельства для Исполнителя являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях по причине того, что Исполнитель не может исполнять должным образом заключённый Контракт.
Из смысла положений п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При принятии решения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков подлежат установлению обстоятельства его недобросовестного поведения, такие как умысел к неисполнению контрактных обязательств.
ООО "Интэч Технолоджи" совершало активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Интэч Технолоджи" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что признаки недобросовестности в поведении и действиях ООО "Интэч Технолоджи" отсутствуют.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Интэч Технолоджи" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Интэч Технолоджи" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Интэч Технолоджи" (ИНН: 5022072569), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2024 г. N РНП-78-477/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024