Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "БИС" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6475-ЭП/24 от 13.03.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию систем вентиляции в спортивном оздоровительном комплексе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N0372200015424000002) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 06.03.2024 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200015424000002.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 998 166,70 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в не размещении ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения, в неверном выборе ОКПД2, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заявителем 07.03.2024 в 13:42 по Московскому времени был подан запрос на разъяснение положений извещения, ответа на который от Заказчика не размещен.
При этом, согласно представленным Заказчиком снимкам экрана с личного кабинета электронной площадки запросов на разъяснение положений извещения не поступало.
Следовательно, в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается, а довод Заявителя в данной части Комиссия УФАС находит необоснованным.
Также Комиссия УФАС отмечает, что жалобы на действия электронной площадки на основании приказ от 13 октября 2015 г. N 955/15 "о координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 n 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" рассматривает в пределах своей компетенции ФАС России.
2. В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно п. 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной. в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.
Согласно п.п. 6-7 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Предметом закупки является Оказание услуг по обслуживанию систем вентиляции в спортивном оздоровительном комплексе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 305 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2024 году.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае Заказчиком определен следующий код ОКПД2 43.22.12.150 "Работы по монтажу вентиляционного, холодильного оборудования или оборудования для кондиционирования воздуха в жилых зданиях, компьютерных центрах, офисах и магазинах".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что описанию объекта закупки в соответствии с ОКПД 2 соответствует подкатегория 33.12.18.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования".
Следовательно, на основании имеющихся сведений, Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком в рассматриваемом случае неправомерно выбран код ОКПД2.
Таким образом, неверное указание в извещении кодов ОКДП 2 закупаемых товаров нарушает положение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N 1 к извещению Описание объекта закупки имеется следующее:
4. Требования к запасным частям и расходным материалам, которые используются при выполнении работ.
4.1. При выполнении работ по техническому обслуживанию оборудования Подрядчик должен поставить материалы и изделия, необходимые для выполнения работ, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, новые, ранее не используемые и не эксплуатировавшиеся, не восстановленные и не собранные из восстановленных компонентов по мере необходимости.
4.2. Все расходные материалы и элементы системы, необходимые для оказания услуг по Контракту приобретает Исполнитель за свой счет в объеме и с учетом характеристик согласно Приложения N1 Характеристики используемых расходных материалов и элементов системы.
Приложение N 1 содержит в том числе позиции:
1 |
Контроллер управления |
Контроллер должен обеспечивать возможность управления вентиляционной установкой в локальном режиме и дистанционном режиме со станции диспетчера В контроллере должны быть: Не менее 5 гальванически развязанных входа; Не менее 2 транзисторных выходов; Не менее 1 оптореле; Частота импульсов в счетном режиме: не более 10кГц; Тип развязки: групповая Уровни напряжения срабатывания: Не более 0,4 В DC - замкнутый Не более 2,5 В DC - замкнутый; Диапазон номинальный напряжений на нагрузке в диапазоне от 0 до 36В DC Коммутируемый ток: не более 0,4 А на каждый выход Время переключения: не более 1,5мс Номинальное напряжения питания в диапазоне 18 В до 36 В DC Потребляемая мощность: не более 10 Вт Протокол RS-485 Скорость от 2400 до 115200 Bod, Modbus RTU; |
5 шт. |
16 |
Компрессор |
Герметичный ротационный компрессор для систем кондиционирования воздуха Тип: RK5518C Компрессор должен работать на фреоне R407С Объем цилиндра: 24,4 куб.см Номинальная мощность не менее 3,71 кВт Обьём заправки маслом: 452 см3 Клапана-патрубки: всасывание-5/8", нагнетание-5/16" |
2 шт. |
17 |
Электрический двигатель |
Мощность: не более 4,0 кВт Обороты: не более 1410 в минуту Рабочий ток: не более 9 Ампер Коэффициент мощности: не менее 0,84 Момент инерции: не более 0,0130 КПД: не менее 85% Масса: не более 29 кг |
1 шт. |
18 |
Привод |
Напряжение питания: не более 230 АС; Частота: не более 50 Гц; Потребляемая мощность: не более 12 ВА; Класс защиты: не ниже II; Степень защиты: IP54; Вспомогательные переключатели: не менее 2 шт; Время перемещения заслонки пружиной: не более 20 секунд; Время перемещения заслонки электрическим двигателем: не более 140 секунд; Срок службы: не менее 60 000 циклов. |
2 шт. |
21 |
Регулятор скорости вращения |
Регулятор скорости вращения (преобразователь частоты) VLT 2800 (3х380 7А) |
3шт. |
22 |
Термо-регулирующий вентиль |
Therm.exp. valve TX2 R22/R407C art.068Z3206 |
3 шт. |
25 |
Конденсатор СВВ 65 |
30 uF; 370 VAC; C 50/60 Hz ;D40/70/21 SH P2 |
5 шт. |
26 |
Компрессор QXR -21E |
Power input - 1210 W; Rated current 5.6 A; Capacity 3620 W; Refrigerant R22 |
3шт. |
27 |
2-х ходовой линейный клапан |
V5832A1061, PN16, DN20, Kvs 2.5, 6.5 мм, 2_120 °C |
5 шт |
28 |
привод для линейного клапана |
MT4-230-NC, 230Vac, 2,5 мм, 90Н, 2,5 мин., NC |
5 шт |
29 |
компрессора осушителя |
Совместимый с осушителем Dantherm CDP65 |
1 шт |
32 |
Прямоугольный канальный вентилятор |
Скор,, мин 1320 Напр. дв, В 380 Макс, дав.,Па 1100 Максимальный расход, мЗ/ч 14000 Mощность кВт 3.800 Ток max. А 7,3 |
1шт. |
Подобная форма описания объекта закупки позволяет прийти к выводу необходимости поставки Заказчику в ходе исполнения контракта вышеуказанных материалов и изделий в количестве, указанном в приложении N1.
При этом, представитель Заказчика пояснил, что в рассматриваемой части описывается оборудование имеющиеся у Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в характеристиках товара.
4.Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БИС" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2024 г. N 44-1112/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024