Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
- Шебзухова Азамата Адамеевича - начальника отдела контроля закупок Управления, ведущего заседание комиссии;
Членов комиссии:
- Баисова Мурата Мусовича - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления;
- Эбзеева Ахмата Канаматовича - специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления,
в отсутствие представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница" (далее - Заказчик),
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Т (далее - Заявитель, ИП Т), Истомина Артема Витальевича действующего на основании доверенности от 15.10.2021 N 66АА6953943, надлежащим образом извещенных уведомлением от 11.03.2024 N АК/521/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Т,
рассмотрев жалобу ИП Т на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379200000424000098 "Перчатки резиновые прочие; Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" (далее - закупка, Аукцион) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Т на действия Заказчика при проведении закупки.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установлением неправомерных требований в извещении по закупке, описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления состоялось 13 марта 2024 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Т, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам. 28.02.2024 в 16:40 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион
N 0379200000424000098 "Перчатки резиновые прочие; Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" (извещение о проведении электронного аукциона - 28.02.2024 в 16:40 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта - 792 330,00 рублей.
В извещении о проведении закупки предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.02.2024 в 16:40 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 07.03.2024 16:31 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения
коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование в описании объекта закупки, к содержанию внешних и внутренних покрытий перчаток.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик явку представителей на заседание Комиссии Управления не обеспечил, однако направил свои возражения в адрес Управления, где с доводом жалобы не согласен.
В составе жалобы и на заседании Комиссии Управления, Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие об отсутствии аллергических реакций на указанные Заказчиком покрытия.
Комиссия Управления отмечает, что ГОСТ Р 52239-2004 предусматривает
"возможность" наличия в перчатках полимерных и иных покрытий, однако не исключает обращение перчаток без покрытий вовсе, соответственно такие перчатки и требуются Заказчику, в рамках данной закупки, по позиции 5.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в данном аукционе проводится закупка перчаток как без покрытия, так и с покрытием, ввиду специфики многопрофильного лечебно-профилактического с клинико-диагностическим отделением и круглосуточным стационаром разного направления.
Согласно п.п. 15, 15.1, 15.2 "Выбор медицинских перчаток" ГОСТ Р 57404-2017 следует, что универсальные медицинские перчатки, удовлетворяющие требованиям для каждого типа применения отсутствуют, а выбор медицинских перчаток должен быть основан на оценке имеющихся технических данных, информации о качеств, общей конфигурации медицинских перчаток, а также оценке профессионального риска.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование к отсутствию в перчатках покрытия установлено правомерно, приведенное обоснование соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование в описании объекта закупки, к цвету внешнего слоя перчаток.
Заявитель считает, что требования к цвету не обоснованы и завышены, а также ограничивают конкуренцию, так как установленные требования не имеют технического или функционального преимущества перед другими цветами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением
соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в описании объекта закупки установлено следующее
"Цвет внешнего слоя перчаток - оранжевый или желтый", также приведено обоснование - для визуальной идентификации следов биологического загрязнения и своевременной их смены.
Заказчик явку представителей на заседание Комиссии Управления не обеспечил, однако направил свои возражения из которых следует, что Заказчику требуются перчатки двухслойные повышенной прочности, более того перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса контрастных цветов.
Таким образом любой сотрудник сможет отличить двухслойные перчатки повышенной прочности от однослойной диагностической, а также наличие двух цветов. Внутренний контрастный к внешнему, дает возможность сотрудникам Заказчика, прежде чем использовать, растянуть и проверить на возможное наличие брака и микроразрывов, что демонстрируется на фотографиях, направленных Заказчиком в адрес Управления.
Согласно п. 223 Приказ Минтруда РФ от 18.12.2020 N 928Н "Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях", при проведении инвазивных процедур, сопровождающихся загрязнением рук кровью и другими биологическими жидкостями пациентов, медперсонал должен соблюдать меры индивидуальной защиты, в том числе:
а) работать в одноразовых перчатках, при повышенной опасности заражения - в двух парах перчаток;
б) использовать маски, очки, экраны;
в) использовать маски и перчатки при обработке использованной одежды и инструментов;
г) осторожно обращаться с острым медицинским инструментарием;
д) не надевать колпачок на использованные иглы, не ломать и не сгибать их вручную;
е) после дезинфекции использованные одноразовые острые инструменты утилизировать в твердых контейнерах;
ж) собирать упавшие на пол иглы магнитом, щеткой и совком;
з) до и во время работы следует проверять перчатки на герметичность;
и) поврежденные перчатки немедленно заменять, обращая внимание на то, что обработанные после использования перчатки менее прочны, чем новые и повреждаются значительно чаще. Применение кремов на жировой основе, жировых смазок способствует разрушению перчаток;
к) снимать перчатки необходимо осторожно, чтобы не загрязнить руки;
л) снятые с рук одноразовые перчатки повторно не использовать из-за возможности загрязнения рук.
Таким образом, целостность перчатки влияет на здоровье как пациента, так и сотрудника медицинского учреждения, следовательно, дополнительные проверки на целостность перчаток, проводимые сотрудниками, оправданны во избежание критических, опасных ситуаций.
Более того методики проверки перчаток законом не предусмотрены, сотрудники медицинских учреждений имею право проводить проверку любым им доступным и удобным методом.
Согласно практике оказания медицинской помощи наиболее быстрый и удобный метод проверки, это растяжение перчатки перед использованием. К тому же Заказчик указывает не один конкретный цвет, а два "оранжевый или желтый", также наличие производителей соответствующей позиции, подтверждается реестром контрактов, направленных в адрес Управления.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что цвет выполняет роль функциональный и эксплуатационной характеристики товара, следовательно, описание объекта закупки установлено правомерно, обосновано согласно должным образом, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 13 марта 2024 г. N 009/06/106-18/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024