Резолютивная часть оглашена
19.03.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва) в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу АО "ФАРМCТАНДАРТ" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарафармация" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) на поставку лекарственного препарата "Ромиплостим" в рамках льготного лекарственного обеспечения на 2024 год. (извещение N 0142200001324004307, начальная (максимальная) цена контракта - 1 805 009,92 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, в пункте 3.1.8 проекта контракта, в обязанности поставщика включено требование о привлечении к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, но без указания точного объема такого привлечения.
Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций отсутствует.
Таким образом, в извещении о проведении закупки и проекте контракта имеются разночтения, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из вышеуказанных норм следует, что включение в извещение о закупке условия о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО является правом заказчика. При этом объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО включается в контракт исключительно в случае, если заказчик данное право реализует.
Требование в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено, что следует как из извещения о закупке, размещенного в единой информационной системе, так и из извещения в государственной информационной системе Самарской области "Автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области" (далее - ГИС "Госзаказ"), сформированного до его интеграции в ЕИС.
Соответственно норма части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе о включении в контракт конкретного объема привлечения не подлежит обязательному применению.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, уполномоченного органа в целях оптимизации процесса осуществления закупок и унификации документации разработаны типовые формы документов формируемых при проведении закупок, в том числе проекты контрактов. Проект контракта на поставку лекарственных препаратов используется как при закупках с условием о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, так и без него.
В связи с чем, условия пунктов 3.1.8 - 3.1.14 в проекте контракта носят общий характер и применяются в зависимости от условий проводимой закупки.
Однако, в настоящее время типовой контракт на поставку лекарственных средств в системе ГИС "Госзаказ" доработан и при нулевом значении объема привлечения в извещении о закупке пункты 3.1.8 - 3.1.14 не включаются в контракт.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения в порядке части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
11.03.2024 через единую информационную систему в адрес Заказчика поступил Запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему: "Вопрос N1. На основании пункта 3.1.8 проекта контракта, в обязанности поставщика входит привлечение к исполнению Контракта соисполнителей в объеме % от цены Контракта из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ, Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
При этом, установленные заказчиком положения в извещении, документации о закупке и проекте контракта не должны противоречить друг другу. Кроме того, установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
В документации (извещении) к электронному аукциону по извещению N 0142200001324004307 информация о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не отражена.
В целях устранения противоречий просим привести в соответствие аукционную документацию.
Вопрос N2. Согласно данным государственного реестра лекарственных средств, на территории Российской Федерации зарегистрированы и разрешены к обращению торговые наименования лекарственных препаратов с МНН "Ромиплостим" как в форме выпуска "порошок для приготовления раствора для подкожного введения", так и "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения".
Также сообщаем, что лекарственная форма "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения" является взаимозаменяемой для лекарственной формы "порошок для приготовления раствора для подкожного введения". И лиофилизаты, и порошки требуют предварительного разведения растворителем и поскольку в организм человека парентеральным путем вводится не лиофилизат или порошок, а раствор, различия таких лекарственных форм не отражаются на терапевтическом воздействии и способе введения лекарственных препаратов в организм пациента.
При расчете Начальной максимальной цены контракта Заказчиком осуществлен расчет по тарифному методу, согласно Государственному реестру предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, минимальная цена расчета 117 208,44 без НДС за единицу измерения 1 мг действующего вещества, что в свою очередь соответствует лекарственному препарату МНН Ромиплостим, ТН СтимплейтR лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 250 мкг, - флаконы (1) - пачки картонные, регистрационное удостоверение ЛП-N(003275)-(РГ-RU), Производитель АО "ГЕНЕРИУМ".
Обращаем внимание заказчика, что согласно ГРЛС, лекарственный препарат СтимплейтR, выпускается исключительно в лекарственной форме "Лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения", а также, что данный лекарственный препарат не включен в перечень ЖНВЛС.
Просим внести изменения в Электронную документацию Аукциона, а также в структурированную форму заявки, предусмотрев возможность предложения альтернативного варианта поставки лекарственного препарата в лекарственной форме "Лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения", так же с отсутствием признака включения в перечень ЖНВЛС".
11.03.2024 Уполномоченным органом в единой информационной системе размещен ответ на запрос разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему на основании письма Заказчика исх.N934 от 11.03.2024: "В соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении на открытый аукцион в электронной форме содержатся требования к техническим характеристикам товара согласно требованиям заказчика.
Решение о соответствии/несоответствии заявки поставщика требованиям извещения о закупке будет принято членами аукционной комиссии после срока окончания подачи заявок, установленного извещением о проведении электронного аукциона, и в соответствии с действующим законодательством".
Таким образом, Заказчиком дан ответ лишь на один вопрос, содержащийся в запросе разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему.
На основании вышеизложенного, в действия Заказчика устанавливается нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ФАРМCТАНДАРТ" необоснованной.
2.В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установить нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3.Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 марта 2024 г. N 89-8869-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024