Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 3816/24) ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЛВД" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (шовный материал) (изв. N 0356500003323000378),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500003323000378 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (шовный материал). Начальная (максимальная) цена контракта 2 979 453,54 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 14.03.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 19.03.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
09.10.2023 г. между Заказчиком и ООО "ЛВД" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт N 0356500003323000378 на поставку изделий медицинского назначения (шовный материал) (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Предмет Контракта, порядок и сроки приемки, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1,3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.3. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала поставки товара: 02.10.2023 г. (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания поставки товара: 31.10.2024 г.
1.6. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 5 рабочих дней с момента направления заявки.
Заявка направляется в форме электронного документа (адрес электронной почты: gkbapt@yandex.ru) или по факсу в адрес Поставщика, в рабочие дни с 8:30 до 14:30 часов (время местное).
1.7. Место поставки товара:614036, Пермский край, г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье", 7-этажное кирпичное здание хирургического корпуса с подвалом и техническим этажом, лит.Р, аптека.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено в разделе 7 Контракта.
Из поступившего обращения Заказчика, одностороннего отказа от исполнения контракта следует, что 10.10.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка N10/10/2 на осуществление поставки по Контракту N0356500003323000378 от 09.10.2023 г. Заявка Поставщиком не была исполнена.
16.10.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена повторная заявка N16/10/1 на осуществление поставки по Контракту N0356500003323000378 от 09.10.2023 г. Заявка Поставщиком не была исполнена.
15.11.2023 г. в адрес Поставщика была направлена претензия исх.N01-20/48 от 15.11.2023 г. с требованием осуществить поставку согласно направленным заявкам Заказчика N10/10/2 от 10.10.2023 г. и N16/10/1 от 16.10.2023 г. и оплатить пени ввиду отсутствия поставок (период с 18.10.2023 г. по 13.11.2023 г.).
24.11.2023 г. Поставщику была направлена претензия исх.N01-20/50 от 24.11.2023 г. с требованием осуществить поставку согласно направленным заявкам Заказчика N10/10/2 от 10.10.2023 г. и N16/10/1 от 16.10.2023 г. и оплатит пени ввиду отсутствия поставок (период с 14.11.2023 г. по 24.11.2023 г.).
24.11.2023 г. Поставщиком была осуществлена поставка следующего товара согласно счет-фактуре N273 от 24.11.2023 г (исправление N1 от 29.11.2023 г.):
1. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 864 шт. на сумму 226 203,84 руб.;
2. нить хирургическая из полигликогелевой кислоты, полинить в количестве 864 шт. на сумму 322 678,08 руб.
27.11.2023 г. Поставщиком была осуществлена поставка следующего товара согласно счет-фактуре N276 от 27.11.2023 г.:
1. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 1440 шт. на сумму 424 051,20 руб.;
2. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 1200 шт. на сумму 370 416, 00 руб.;
3. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 1260 шт. на сумму 367 466, 40 руб.;
4. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 1260 шт. на сумму 436 401, 00 руб.;
5. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 1200 шт. на сумму 284 076,00 руб.
14.12.2023 г. Поставщиком была осуществлена поставка следующего товара согласно счет-фактуре N575 от 14.12.2023 г.:
1. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 720 шт. на сумму 156 513,60 руб.
06.02.2024 г. Поставщиком была осуществлена поставка следующего товара согласно счет-фактуре N46 от 06.02.2024 г.:
1. нить хирургическая из полигликолевой кислоты, полинить в количестве 864 шт. на сумму 250 706,88 руб.
Таким образом, по состоянию на 20.02.2024 г. Поставщиком не была осуществлена поставка в полном объеме, а именно не были поставлены:
п10 ТЗ нить хирургическая из полигликогелевой кислоты, полинить в количестве 50 шт. на сумму 22 753, 50 руб.;
п11 ТЗ нить хирургическая из полигликогелевой кислоты, полинить в количестве 50 шт. на сумму 28 086,00 руб.;
п12 ТЗ нить хирургическая из полигликогелевой кислоты, полинить в количестве 50 шт. на сумму 29 847, 50 руб.
На основании вышеизложенного, 26.02.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 26.02.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.03.2024 г.
Информация об ООО "ЛВД" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 11.03.2024 г.
Представитель Общества в ходе рассмотрения обращения и в письменных пояснениях указала, что ООО "ЛВД" после размещения протокола подведения итогов аукциона от 26.09.2023 г. до момента заключения контракта (09.10.2023 года), незамедлительно приступило к выполнению своих обязательств, а именно заказало и оплатило производителю товар в соответствии с контрактом.
После заключения контракта, на следующий день 10.10.2023 года Заказчик направил в адрес Общества заявку на поставку продукции. ООО "ЛВД" приступило к выполнению своих обязательств незамедлительно, направив Заказчику письма производителей о сроках поставок данной продукции.
В связи с тем, что товар изготавливается индивидуально по потребности Заказчика, ООО "ЛВД" и производители были ознакомлены о сроках действия данного контракта и предположить о том, что товар должен был быть поставлен через 5 дней после заключения контракта, ни одна из сторон предположить не могла.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений представителя Общества, а также предоставленных Поставщиком документов можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта.
Согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, стоимость исполненных Поставщиком обязательств равна 2 896 446,50 руб., что составляет 99,2% от всей совокупности обязательств.
Таким образом, Обществом принимались меры, направленные на исполнение Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений ООО "ЛВД", с учетом обстоятельств данного конкретного дела, а также с учетом того, что стоимость исполненных Поставщиком обязательств составляет 99,2%, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "ЛВД", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ЛВД" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ЛВД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 марта 2024 г. N РНП-59-102
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024