Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок(далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей министерства образования Кировской области по доверенностям;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "АРГО" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "АРГО",
У С Т А Н О В И Л А:
12.03.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "АРГО" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - министерство образования Кировской области при проведении электронного аукциона на "Шифр: 43-2024- нр5172" поставку цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах национального проекта "Образование" (извещение N 0340200003324002151).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, а именно: Заказчиком ошибочно выбран код ОКПД2 - 26.20.40.190 (Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки), и, соответственно, не правомерно установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878). Вместе с тем, объектом закупки являются не комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств, а учебно-исследовательское оборудование, предназначенное для использования в учебных заведениях, для обучения учащихся данных учреждений, при этом, использование данного оборудования в иных целях не предусматривается. Целевым назначением закупаемого учебно-исследовательского оборудования в образовательном процессе является проведение учебных исследовательских проектов, практикумов, лабораторных и демонстрационных экспериментов, что полностью соответствует коду ОКПД2 - 32.99.53.132 "Учебные цифровые лаборатории и комплексы", и, соответственно, должно быть установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Отмечает, что код ОКПД2 32.99.53.132 является дочерним кодом 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные), в том числе, на основе которого и сформированы установленные извещением коды КТРУ 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000022.
Рассмотрение жалобы назначено на 18.03.2024 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, сообщил, что при составлении технического задания были учтены методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации (далее - методические рекомендации), а также потребности заказчика. В методических рекомендациях приведен примерный перечень кодов ОКПД2 - 26.20.40.190, 32.99.53.130, 26.51.52.130, 26.51.43.119 используемых для разработки технических заданий при закупке цифровых лабораторий.
Сообщает, что Заказчики обязаны применять информацию из КТРУ для описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Отмечает, что цифровая лаборатория - это комплект, часто представленный в виде конструктора, который включает в себя различные электронные составляющие, и по своему технологическому и техническому содержанию - это электронная система с датчиками, с программным обеспечением и процессором, которые являются составными частями единого комплекса. Таким образом, Заказчиком закупаются отдельные составные части блоков, которые объединены в единый комплект и, соответственно, применен ОКПД2 - 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки".
Сообщает, что код ОКПД2 26.20.4 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой в соответствии с Постановлением N 878 устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, Заказчиком правомерно установлено в извещении ограничение, предусмотренное Постановлением N 878.
Отмечает, что в законодательстве о контрактной системе не содержатся требования, устанавливающие обязательный порядок определения в документации о закупке кода согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей.
Указывает, что составленные требования к оборудованию, необходимому заказчику для осуществления функций, связанных с исполнением государственной программы, не ограничивают конкуренцию и соответствуют действующему законодательству. Считает жалобу необоснованной.
Заявитель доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.02.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на "Шифр: 43-2024- нр5172" поставку цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах национального проекта "Образование". Начальная (максимальная) цена контракта - 49 568 800,00 руб. Код ОКПД2 - 26.20.40.190.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются цифровые лаборатории по коду КТРУ 26.20.40.190-00000009, в том числе со следующими материалами в комплекте: цифровая видеокамера, справочно-методические материалы, руководство по эксплуатации, видеоролики, зарядное устройство с кабелем miniUSB, кабель USB соединительный, USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy, упаковка, программное обеспечение, датчики; по коду КТРУ 26.20.40.190-00000007, в том числе со следующими материалами в комплекте: USB осциллограф, справочно-методические материалы, руководство по эксплуатации, видеоролики, зарядное устройство с кабелем miniUSB, USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy, конструктор для проведения экспериментов, упаковка, Учебное пособие, программное обеспечение, датчики; по коду КТРУ 26.20.40.190-00000006, в том числе со следующими материалами в комплекте: набор лабораторной оснастки, справочно-методические материалы, руководство по эксплуатации, видеоролики, зарядное устройство с кабелем miniUSB, кабель USB соединительный, USB Адаптер Bluetooth 4.1 Low Energy, упаковка, программное обеспечение, датчики; по коду КТРУ 26.20.40.190-00000022, в том числе со следующими материалами в комплекте: модуль для разметки регистрируемых датчиками данных, справочно-методические материалы, руководство по эксплуатации, видеоролики, кабель USB соединительный, устройство для передачи данных от датчиков на персональный компьютер, упаковка, программное обеспечение, датчики.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Предметом закупки является не производство, а поставка товаров различного назначения и обладающих определенными функциональными свойствами. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи. Оборот указанных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) обязывают заказчика описывать объект закупки, применяя код его позиции, наименование и характеристики.
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем в силу пункта 12 Правил на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
В извещении об осуществлении закупки в отношении требуемого к поставке товара указано наименование товара по КТРУ 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000022 "Цифровая лаборатория для школьников".
Из КТРУ следует, что вышеназванные позиции КТРУ содержат справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД2:
- 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки";
- 26.51.43.119 "Приборы цифровые электроизмерительные прочие";
- 26.51.52.130 "Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов";
- 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
При этом позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Таким образом, учитывая, что позиции КТРУ 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000022 "Цифровая лаборатория для школьников" содержат спорный ОКПД2 26.20.40.190 и Законом о контрактной системе, а также позициями КТРУ не установлены критерии отнесения закупаемого товара к ОКПД2, Заказчик применил ОКПД2 соответствующий закупаемому товару и своей потребности. Обратное Заявителем не доказано.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в том числе в соответствии с Постановлением N 878.
Комиссией установлено, что исследуемый код ОКПД2 26.20.40.190 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N 878 (пункт 15 Перечня) и не включен в перечень, утвержденный Постановлением N 617.
Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано пять заявок (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 NИЭА1). Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности жалобы, об отсутствии у Заказчика потребности в установленном в описании объекта закупки товаре.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "АРГО" на действия Заказчика - министерство образования Кировской области при проведении электронного аукциона на "Шифр: 43-2024- нр5172" поставку цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах национального проекта "Образование" (извещение N 0340200003324002151).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 18 марта 2024 г. N 043/06/106-229/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024