Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Беслан) (далее - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, Заказчик) -- представителя ООО "Дельтамед"
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Дельтамед" на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при осуществлении закупки на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии (электронный аукцион N0310100005924000018, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 февраля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Дельтамед" на действия ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку, как считает Заявитель, под описание объекта анализируемой закупки по позициям 14 и 16 не подходит ни одно изделие, существующее на рынке и имеющих регистрационное удостоверение.
Также Заявитель указывает на то, что им в адрес Заказчика был направлен запрос на дачу разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона с просьбой о внесении изменений в описание объекта закупки, однако изменения Заказчиком внесены не были.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 15 февраля 2024 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005924000018 на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии (далее - Извещение) с начальной (максимальной) ценой контракта 6 500 000,00 , в том числе описание объекта закупки (далее также - Техническое задание) и проект государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Кроме того, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения КТРУ;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Так, в соответствии с вышеуказанным, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона размещено описание объекта анализируемой закупки с указанием требуемых характеристик поставляемых товаров.
При этом, в объяснениях по существу жалобы, а также при рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что пункт N14 описания объекта анализируемой закупки, вопреки доводам Заявителя, не содержит типоразмеров катетеров с длинами 25 и 30 мм.
Кроме того, описанию характеристик объекта закупки в пункте 14 Технического задания (катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный) соответствует как минимум 3 товара, имеющих регистрационные удостоверения (далее - РУ): RA MA NC (РУ N РЗН 2021/13781); Аксиома NC (РУ N РЗН 2020/10041); Sapphire II NC (РУ N ФСЗ 2008/02537).
Также ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ указало, что вопреки доводам Заявителя, описанию требуемого к поставке товара, указанного в пункте 16 описания объекта закупки (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство), соответствует как минимум один товар, имеющий РУ N ФСЗ 2010/07939 от 27.12.2023.
Доказательств обратного Заявителем в материалы настоящего дела не представлено.
2. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Извещением о проведении Аукциона установлены дата и время окончания срока подачи заявок - 26.02.2024 09:00 (МСК).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что 21.02.2024 в 01 час 53 минуты в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона.
Однако, в нарушение требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ в ЕИС разъяснение положений Извещения о проведении Аукциона не разместило.
Таким образом, действия должностного лица ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, выразившиеся в нарушении порядка разъяснения положений Извещения о проведении Аукциона, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Дельтамед" на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ при проведении электронного аукциона N0310100005924000018 на поставку изделий медицинского назначения для рентгенохирургии.
2. Признать ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ нарушившим требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать.
4. Передать материалы дела NА102-03/24 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБУ "СКММЦ" МЗ РФ, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 марта 2024 г. N А102-03/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024