Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Уголь Торг", Белякова Алексея Олеговича, личное присутствие;
от заказчика - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Рохманова Антона Сергеевича, Диденко Романа Геннадьевича, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "Уголь Торг" на действия Заказчика, совершенные при заключении контракта по закупке N 0817200000324001560 "Поставка угля каменного для пополнения резервного запаса угля Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Уголь Торг" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия Заказчика, совершенные при заключении контракта по закупке N 0817200000324001560 "Поставка угля каменного для пополнения резервного запаса угля Алтайского края".
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Заказчиком, неправомерно, при формировании окончательного проекта контракта (после протокола разногласий), были изменены качественные параметры предлагаемого к поставке товара. Вместо показателя "низшая теплота сгорания 5100,00 килокалорий", Заказчиком в контракте указано: "низшая теплота сгорания - не менее 5100 ккал/кг".
Также заявитель указывает, что в проекте государственного контракта на поставку угля каменного для пополнения резервного запаса угля Алтайского края в п. 3.1.4 указано: "Отказаться (полностью или частично) от приемки и оплаты поставленного товара, в случае неисполнения в срок или ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств в соответствии с условиями Контракта".
Данный пункт договора противоречит ГК РФ статье 523 "Односторонний отказ от исполнения договора поставки".
Указывает также, что участником предлагалось Заказчику в протоколе разногласий внести изменения в данный пункт, но последовал отказ.
На основании изложенного просит: признать незаконными действия Заказчика по изменению условий проекта государственного контракта; приостановить процедуру подписания контракта, отменить протоколы, составленные после протокола подведения итогов; обязать Заказчика внести в проект государственного контракта изменения, соответствующие условиям заявки участника и ГК РФ.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что со стороны Заказчика отсутствуют какие-либо нарушения требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика считают, что формулировка из проекта контракта соответствует формулировке в типовом контракте, разработанном органами исполнительной власти Алтайского края.
Также, представители Заказчика считают, что действия (бездействие) Заказчика не нарушают права и законные интересы участника закупки.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
16.02.2024 г. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме от 16.02.2024 г. N 0817200000324001560 "Поставка угля каменного для пополнения резервного запаса угля Алтайского края".
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены следующие качественные характеристики товара:
- марка: длиннопламенный (Д);
- обогащение: нет;
- зольность:> 0,00 17,00 Процент;
- общая влага:> 0,00 17,00 Процент;
- класс (по размеру кусков): рядовой (Р);
- выход летучих веществ:> 0,00 49,00 Процент;
- низшая теплота сгорания: 5100,00 килокалорий;
- содержание мелких классов (0-10 мм):> 0 и 40 Процент;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с Правилами использования КТРУ при осуществлении закупки Заказчик применил КТРУ 05.10.10.000-00000025 - "Уголь". Дополнительно Заказчиком установлены следующие характеристики:
- зольность:> 0 и 17 %;
- общая влага:> 0 и 17 %;
- низшая теплота сгорания: 5100 ккал.
Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки использована позиция КТРУ 05.10.10.000-00000025. Обязательные для применения характеристики закупаемого товара указаны в структурированной форме извещения, в то время как дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, обоснованы необходимостью Заказчика в поставке товара с указанными в извещении характеристиками с учетом требований ГОСТов: 32347-2013 "Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия"; 59245-2020 "Угли бурые, каменные и антрацит. Классификация по размеру кусков".
Между тем, ГОСТ 32356-2013 "Межгосударственный стандарт. Угли каменные и антрациты окисленные Кузнецкого и Горловского бассейнов. Классификация" непосредственно устанавливает единицу измерения теплоты сгорания только исходя из параметра "на килограмм" (МДж/кг (ккал/кг)).
Все показатели, размещенные в графе "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к гарантийным обязательствам и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика" проекта контракта идентичны показателям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0817200000324001560.
Между тем, при создании проекта контракта, который в последующем был направлен на подпись победителю закупки (заявителю), Заказчиком был изменен показатель качественного параметра товара - "низшая теплота сгорания" с " 5100 ккал" на "
5100 ккал/кг".
Заявитель не согласился с указанными изменениями, в связи с чем Заказчику был направлен протокол разногласий. Данный протокол Заказчик не удовлетворил.
Таким образом, проект контракта, в части установления качественного параметра товара "низшая теплота сгорания: 5100 ккал/кг", содержит расхождение с положениями извещения об осуществлении закупки и описанием объекта закупки, в нарушение требования ст. 51 Закона о контрактной системе.
Установление данного некорректного параметра также не соответствует техническим регламентам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации - ГОСТам.
Заявителем в обоснование доводов жалобы также указано, что п. 3.1.4. проекта контракта противоречит ст. 523 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Между тем, в п. 3.1.4. проекта контракта заказчиком было предусмотрено именно условие об одностороннем отказе.
Таким образом, формулировка из проекта контракта соответствует формулировке в типовом контракте, разработанном органами исполнительной власти Алтайского края (п. 3.1.4 типового контракта) (приложение N 4).
С учетом вышеизложенного Комиссия считает указанный довод необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Уголь Торг" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем аннулирования закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 марта 2024 г. N 022/06/51-252/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024