Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Лидвен" Новгородова Владимира Михайловича, Окунева Сергея Валерьевича путем видеоконференции,
от уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа города Барнаула Зайковой Алены Юрьевны путем видеоконференции,
от заказчика - МКУ "Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города" Катренко Игната Александровича путем видеоконференции,
от ООО "Октан-сервис" Понкратовой Снежаны Викторовны при личном присутствии,
рассмотрев жалобу ООО "Лидвен" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300301924000242 "Поставка бензина автомобильного (розничная реализация) и топлива дизельного летнего экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Лидвен" (далее-заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300301924000242 "Поставка бензина автомобильного (розничная реализация) и топлива дизельного летнего экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)".
Заявитель указывает, что согласно формуле определения цены контракта заказчиком фактически второй раз применяется коэффициент снижения, определенный в ходе торгов. Данный коэффициент не может быть применен к розничной цене товара, действующей на автозаправочной станции в момент получения товара Заказчиком, поскольку розничная цена на бензин и дизельное топливо не зависит ни от Заказчика, ни от Поставщика по контракту, к тому же участники закупки могут не являться собственниками автозаправочных станций.
Коэффициент снижения цены единицы товара, определенный в ходе торгов, применяется в данном случае для определения максимально допустимой цены единицы товара по контракту и в случае, если розничная цена оказывается выше цены единицы товара, определенной по итогам аукциона, товар отпускает по цене, указанной в спецификации контракта.
Представитель уполномоченного органа, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" не ограничивает заказчика в выборе собственной формулы определения цены.
Представитель ООО "Октан-сервис" позицию заявителя поддержала.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать начальную (максимальную) цену контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" определено, что при заключении контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
В силу ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует проект контракта, который должен содержать максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт.
11.03.2024 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301924000242 "Поставка бензина автомобильного (розничная реализация) и топлива дизельного летнего экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)", а также проект контракта и обоснование начальной цены единицы товара, которое было определено методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)- коммерческие предложения.
В извещении определена максимальная цена контракта - 5 040 098,70 рублей.
Согласно извещению невозможно определить количество (объем) закупаемых товаров, работ, услуг. В соответствии c ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении на участие в закупке и документации о закупке.
К поставке требуется бензин автомобильный (розничная реализация), установлена начальная цена единицы товара - 56,77 руб.; а также топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка), установлена начальная цена единицы товара - 70,13 руб. Начальная сумма цен единиц товара составляет 126,90 руб.
Согласно п. 2.1 проекта контракта максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) составляет: 5 040 098 руб. 70 коп.
Цена единицы товара указана в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 г. N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" Цена Контракта (ЦК) определяется по формуле.
Оплата за фактически поставленный товар будет произведена по формуле цены Контракта, но не более максимального значения цены Контракта.
Формула цены Контракта:
где ЦК - цена Контракта, определённая с использование настоящей формулы, которая не может превышать максимальное значение цены Контракта (ЦК ЦКmax);
Vi - объём поставляемого товара в периоде поставки;
Црасч - отпускная цена Поставщика за единицу поставляемого товара в периоде поставки, которая указывается Поставщиком в документе о приемке и не может превышать цену за единицу товара, определяемую по результатам торгов: (Цторг): Црасч Цторг.
Црасч = Црозничная*К,
где К - коэффициент снижения цены на торгах, равен частному от деления фиксированной цены за единицу товара, определенной по результатам торгов (Цторг) на начальную цену единицы товара (НЦЕ):
К= ;
Црозничная - фактическая отпускная розничная цена за единицу товара на момент каждой i-той поставки (заправки), действующая на автозаправочной станции в момент получения товара Заказчиком.
i - начальное значение (индекс суммирования), который равен значению суммируемых величин (Црасч-* Vi) за период поставки товара;
n - конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин периода поставки, используемому при расчёте.
Под отчетным периодом (периодом поставки товара) в настоящем Контракте принимается: 1 (один) календарный месяц.
Таким образом, по итогам проведения торгов определяется наилучшее ценовое предложение в отношении определенной заказчиком начальной суммы цен единиц товаров, которая обосновывалась заказчиком путем запроса ценовых предложений. Предложенное наилучшее ценовое предложение в последующем указывается в спецификации контракта. Исходя из формулы цены Контракта снижение цены товара определяется как коэффициент снижения цены на торгах (К) и равен частному от деления фиксированной цены за единицу товара, определенной по результатам торгов (Цторг) на начальную цену единицы товара (НЦЕ).
С учетом вышеизложенного, Участники закупки, участвуя в торгах и подавая свои ценовые предложения, исходят из положений Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми торги происходят в отношении суммы цен единиц товаров.
Формула цены Контракта предусматривает при осуществлении расчетов применение коэффициента снижения цены на торгах (К) к розничной цене единицы товара (Црасч = Црозничная*К), где розничная цена - фактическая отпускная розничная цена за единицу товара на момент каждой i-той поставки (заправки), действующая на автозаправочной станции в момент получения товара Заказчиком.
Между тем, фактическая отпускная розничная цена за единицу товара, действующая в определенный момент времени на заправке и есть та рыночная, справедливая (по мнению поставщика), экономически целесообразная цена, к которой стремятся участники закупки, подавая свое ценовое предложение, в том числе с учетом имеющихся предпринимательских рисков. Таким образом, ценовое предложение участника закупки и есть фактическая отпускная розничная цена за единицу товара с учетом индивидуальных особенностей (возможностей) каждого участника закупки и соответствующей для него рентабельности.
Формула цены Контракта предусматривает применение коэффициента снижения цены на торгах (К) к фактической розничной цене единицы товара, то есть к уровню которой и происходит снижение на торгах. Розничная цена на товар не зависит от заказчика, поставщика, который, в том числе, может не являться собственником автозаправочных станций. Снижение розничной цены на товар создает объективную ситуацию экономической нецелесообразности исполнения контракта для потенциальных поставщиков, что может привести к ограничению круга участников закупки.
Целесообразность и обоснованность такого применения коэффициента снижения цены Заказчиком и Уполномоченным органом не доказана.
Требование заказчика о том, что Црасч - это отпускная цена Поставщика за единицу поставляемого товара в периоде поставки, которая указывается Поставщиком в документе о приемке и не может превышать цену за единицу товара, определяемую по результатам торгов, вполне достаточное для того, чтобы исключить негативное влияние колебания цен.
Таким образом, формула определения цены контракта, предусматривающая применение коэффициента снижения цены на торгах (К) к фактической отпускной розничной цене за единицу товара, действующей в определенный момент времени на заправке, не соответствует положениям ч. 2 ст. 8, ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 49 , пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Лидвен" обоснованной;
2. признать действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, ч. 24 ст. 22, ч. 2 ст. 49 , пп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать уполномоченному органу, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 19 марта 2024 г. N 022/06/34-262/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024