Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "ТЕРМОТЕСТ", Макеева Александра Николаевича, с использованием ВКС;
от заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N 1, г. Барнаул", Тушевой Татьяны Алексеевны;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "ТЕРМОТЕСТ" на положения извещения по закупке N 0817200000324001915 "Поставка медицинского оборудования для КГБУЗ "Городская поликлиника N 1, г. Барнаул", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТЕРМОТЕСТ" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на положения извещения по закупке N 0817200000324001915 "Поставка медицинского оборудования для КГБУЗ "Городская поликлиника N 1, г. Барнаул".
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования несвойственные и нехарактерные для индикаторов температуры, в частности:
- "Индикатор должен быть предназначен для измерения и отображения температуры при хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП)"
- "Диапазон измеряемых и индицируемых на ЖКИ температур, °С от - 40 до + 70".
По мнению заявителя установленные требования не соответствуют описанию товара, предусмотренного позицией КТРУ 32.50.50.190-00001421 "Индикатор температуры холодовой цепи электронный".
Также заявитель считает, что установленные Заказчиком в описании объекта закупки требования к объекту закупки крайне детализированы и соответствуют продукции единственного производителя, а именно: Термоиндикатор одноразовый для контроля "холодовой цепи" "ТестТЕРМ" производства ООО "Научно-производственная фирма "ВИНАР" ("НПФ "ВИНАР").
Заявителем также указано на то, что Заказчик не установил требование к участникам о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе наличия копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия, являющиеся предметом закупки
На основании изложенного просит: признать настоящую жалобу обоснованной, обязать заказчика внести изменения в извещение об осуществлении закупки; провести внеплановую проверку осуществления закупки; выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что описание объекта закупки полностью соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Считает также, что со стороны Заказчика, уполномоченного учреждения, отсутствуют какие-либо нарушения Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика считает жалобу необоснованной.
Указывает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
27.02.2024 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 27.02.2024 г. N 0817200000324001915 "Поставка медицинского оборудования для КГБУЗ "Городская поликлиника N 1, г. Барнаул", заказчиком по данной закупке является Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N1, г. Барнаул".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с Правилами использования КТРУ при осуществлении закупки Заказчик применил для двух позиций закупаемого товара КТРУ 32.50.50.190-00001421 - "Индикатор температуры холодовой цепи электронный".
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Согласно описанию объекта закупки по позиции N 1 Заказчику требуется товар "Индикатор температуры холодовой цепи электронный". Дополнительно Заказчиком установлены следующие характеристики:
- "Индикатор должен быть предназначен для измерения и отображения температуры при хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП)"
- "Диапазон измеряемых и индицируемых на ЖКИ температур, °С от - 40 до + 70".
Между тем, установленные требования не соответствуют описанию товара, предусмотренного позицией КТРУ 32.50.50.190-00001421 "Индикатор температуры холодовой цепи электронный", поскольку указанный КТРУ не содержит в себе информацию об описании товара, в связи с чем Заказчиком установлено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчику же требуется именно индикатор температуры холодовой цепи электронный.
По позиции N 2 Заказчику также требуется товар "Индикатор температуры холодовой цепи электронный". Дополнительно к указанному товару Заказчиком установлены следующие характеристики:
- "Габаритные размеры (д*ш*в), мм 51 х 41 х 16";
- "Описание: Термоиндикатор одноразовый "представляет собой электронный прибор, состоящий из термодатчика, микропроцессора, светодиодов 4х цветов, источника питания, помещенных в герметичный пластиковый корпус";
- "Рабочий диапазон температур: верхнее значение Не более + 80 С";
- "Рабочий диапазон температур: нижнее значение Не менее - 20 С".
Однако, заявитель полагает, что совокупность установленных дополнительных требований к поставляемому товару, указанному в позиции N 2 Технического задания, соответствует показателю товара единственного производителя, а именно: "Термоиндикатор одноразовый для контроля "холодовой цепи" "ТестТЕРМ" по ТУ 9398-088-11764404-2010, производства ООО Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "ВИНАР" ("НПФ "ВИНАР"), Россия (регистрационное удостоверение ФСР 2011/10482 от 15.05.2013).
Согласно пояснениям Заказчика, установленные в описании объекта закупки характеристики к товару по позиции N 2 взяты из технического описания термоиндикатора "Термотест Прима/2 бис".
Заявителем, после объявленного в заседании Комиссии перерыва, представлена таблица сравнения термоиндикаторов семи разных производителей (в том числе термоиндикатора "ТестТЕРМ"), где наглядно показано то, что лишь термоиндикатор "ТестТЕРМ" производства ООО "НПФ "ВИНАР" подходит под характеристики, установленные Заказчиком в описании объекта закупки.
Таким образом Заказчиком установлены избыточные характеристики товара, которые не предусмотрены нормативными актами и не нашли своего обоснования исходя из потребности Заказчика, что свидетельствует об ограничении круга участников данной закупки.
Заявителем также указано на то, что Заказчик не установил требование к участникам о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе наличия копий регистрационных удостоверений на медицинские изделия, являющиеся предметом закупки.
Однако указанное условие содержится в проекте контракта (п.5.1. - Поставщик в день поставки товара представляет Заказчику заверенную копию регистрационного удостоверения), таким образом будут соблюдены требования о безопасности и качеству поставляемой продукции медицинских изделий, а также исключено попадание на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию.
Согласно п.п. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Обязательства Заказчика об установлении требований о предоставлении участником копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты (медицинские изделия) законодательно не установлено.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС по Алтайскому краю Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии на рынке товаров иных производителей, соответствующих совокупности установленных Заказчиком требований в документации об электронном аукционе.
Таким образом, учитывая положения документации и пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения Заказчиком положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации и признает жалобу обоснованной.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕРМОТЕСТ" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений в сфере контрактной системы путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 20 марта 2024 г. N 022/06/42-263/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024