Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Тельпов И.А. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: ООО "МЕДПРОФ" - Аляковой А.В.; отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области - Золотковой О.И., Насоновой Ю.И, Семеновой О.А.,
рассмотрев жалобу ООО "МЕДПРОФ" на действия отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сигнализаторов звука цифровых для социального обеспечения получателей в 2024 году (извещение N 0231100000824000065),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "МЕДПРОФ" (далее - Заявитель) на действия отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сигнализаторов звука цифровых для социального обеспечения получателей в 2024 году (извещение N 0231100000824000065).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1) Описание объекта закупки составлено таким образом, что под установленные требования подходит товар единственного производителя;
2) Заказчиком не указано обоснование дополнительных характеристик;
3) Заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представлены письменные возражения.
В рассмотрении настоящей жалобы 14.03.2024 г. объявлялся перерыв, заседание продолжилось 18.03.2024 г.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
29.02.2024 г. извещение N 0231100000824000065 (далее - Извещение) размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 842 000,00 руб.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Так, в Извещении прикреплен электронный документ "Техническое задание", который, в том числе, содержит следующую информацию:
Вид и наименование технических средств реабилитации |
Требования, предъявляемые к качеству, безопасности, маркировке, сроку и объему предоставленных гарантий качества товара, технические и функциональные характеристики товара |
Кол-во (шт.) |
16-01-03 Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (дверного звонка, домофона и телефона) |
1. Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для людей с нарушением слуха должен быть предназначен для информирования для информирования пользователей о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка.
Требования к функциональным и техническим характеристикам: - сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции; - радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м; - рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2 %; - конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации.
Карманный приемник с вибрационной и световой индикацией
Карманный приемник с вибрационной и световой индикацией должен служить для оповещения пользователя о наличие бытовых сигналов: - дверного звонка; - домашнего стационарного телефона; - сотового телефона (смартфона); - домофона. Карманный приемник должен иметь компактные габаритные размеры. Карманный приемник должен иметь клипсу для крепления на пояс.
Приемник должен оповещать пользователя о произошедших бытовых событиях с помощью: - световой индикации; - звуковой индикации; - вибрационной индикации; - в текстовом виде (за счет текста на русском языке).
Приемник должен иметь: - кнопку включения и выключения; - меню; - будильник; - возможность записи и просмотра событий, с указанием времени произошедшего и пропущенного события и описания характера события на русском языке; - возможность одновременно в световом, звуковом и текстовом виде (за счет текста на русском языке), а также в вибрационном виде (за счет вибраций корпуса приемника) информировать пользователя о происходящем событии; - регулировку уровня громкости и мелодии звуковых сигналов; - регулировку цвета звуковых сигналов, в целях подбора оптимальной конфигурации под каждый вид события; - возможность ситуационного включения и отключения видов индикации (световой, звуковой и вибрационной).
Питание приемника должно быть от аккумулятора. На приемнике должна быть индикация уровня заряда аккумулятора. Время автономной работы на карманном приемнике должно быть не менее 3-х суток.
Универсальный передатчик
Универсальный передатчик должен служить для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Передатчик универсальный должен иметь возможность подключаться к линии домофона и телефона. Передатчик должен подключаться проводным способом к источнику сигнала с помощью модульных разъемов и клемм. Передатчик должен иметь возможность фиксировать бытовые события, происходящие в доме с помощью встроенного микрофона.
Передатчик универсальный должен иметь: - световую индикацию для подтверждения активации устройства и передачи данных на приемник; - микрофон с регулятором уровня чувствительности; - кнопку включения и выключения микрофона; - тестовую кнопку. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи.
Передатчик дверного звонка Передатчик дверного звонка должен служить для передачи информации о входящем сигнале дверного звонка на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией. Передатчик дверного звонка должен быть беспроводным и иметь возможность подключения к линии дверного звонка проводным способом, заменяя стандартный дверной звонок. Передатчик должен иметь встроенную кнопку активации дверного звонка. Передатчик должен иметь светодиодный индикатор активации дверного звонка. Питание передатчика должно осуществляться от встроенной батареи.
Датчик сотового телефона
Датчик сотового телефона (смартфона) должен служить для передачи информации о входящем сигнале сотового (входящий звонок, сообщение и т.д.) телефона (смартфона) на карманный приемник с вибрационной и световой индикацией.
Комплект поставки сигнализатора должен включать: - карманный приемник с вибрационной и световой индикацией - 1 шт.; - передатчик универсальный - 1 шт.; - передатчик дверного звонка - 1 шт.; - датчик сотового телефона (смартфона) - 1 шт.; - клеммы для подключения к линии домофона; - переходник для подключения к линии стационарного домашнего телефона; - держатели, элементы питания, зарядные устройства необходимые для работы сигнализатора; - руководство пользователя на русском языке.
Требования к маркировке и упаковке: - товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; - номер стандарта и (или) ТУ; - порядковый номер сигнализатора; - отметку о приемке.
Сигнализаторы должны быть упакованы в индивидуальную (потребительскую) тару по ГОСТ 28594-90. Требования к транспортной таре, упаковке и ее маркировке - по ГОСТ 28594-90.
Документы: - декларация о соответствии.
Товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 15150-69. |
165 |
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно первому доводу жалобы, под описание объекта закупки подходит только одна модель сигнализатора звука производителя ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Вместе с тем, Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой под установленные характеристики кроме модели сигнализатора звука производителя ООО "Исток Аудио Трейдинг" подходят сигнализаторы звука производителя ООО "Элита Групп", а также представлено письмо ООО "Элита Групп" от 15.03.2024 г., в котором Общество сообщает, что сигнализатор "Энеджи" соответствует всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки извещения N 0231100000824000065.
Заявитель в дополнение своих доводов предоставил инструкции по эксплуатации сигнализаторов звука различных производителей. Однако Комиссия Воронежского УФАС России не может принять указанные документы в качестве доказательств, так как они не заверены надлежащим образом.
Также, Заявитель утверждает, что руководство по эксплуатации ООО "Элита Групп" имеет признаки сфальсифицированного документа. Однако, доказательств данного утверждения в материалы настоящего дела Заявителем не представлено.
Следовательно, материалами дела установлено, что под характеристики, установленные в Описании объекта закупки, подходят товары как минимум двух производителей - ООО "Исток Аудио Трейдинг" и ООО "Элита Групп". Неоспоримых доказательств обратного, со стороны Заявителя не предоставлено.
В связи с чем, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу о необоснованности данного довода.
2. В Описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к изделию в соответствии с национальными стандартами, в том числе в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия".
Однако, некоторые позиции содержат требования, которые не установлены национальным стандартом, в том числе:
- радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м;
- рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2%;
- настольный световой приемник должен иметь возможность устанавливаться в удобном для наблюдения месте (прикроватная тумба, стол, стена). Приемник должен иметь возможность установки на вертикальную и горизонтальную поверхность.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе гласит, что если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами настоящего дела установлено, что в Описании объекта закупки отсутствует обоснование использования вышеперечисленных характеристик.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика. Кроме того, Заказчик предоставил обоснование применяемых характеристик на рассмотрение настоящей жалобы (Исх. N МШ-36-11/15764 от 14.03.2024).
3. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Так, в Извещении Заказчиком установлено ограничение допуска согласно нормам Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878).
Постановлением N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Так, в Извещении прикреплен электронный документ "Приложение N 3 - требования к содержанию заявки ЭА" пунктом 3 части 1 которого установлено, что подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 3(1) Постановления N 878, в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке и которая одновременно:
содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3(1) Постановления N 878, подтверждение соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню установлено для продукции, предусмотренной пунктами 5, 7 - 9, 13 Перечня. Такая продукция относится к системам хранения данных, которые соответствуют следующим кодам ОКПД2: 26.20.11, 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15, 26.20.2.
Вместе с тем, предметом настоящей закупки является поставка сигнализаторов звука, которые относятся к коду ОКПД2 27.90.20.120 (Приборы световой и звуковой сигнализации электрические) и содержатся в пункте 139 Перечня, ввиду чего, участники настоящей закупки не обязаны подтверждать соответствие радиоэлектронной продукции первому уровню радиоэлектронной продукции.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Однако, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, так как на участие в настоящей закупке подана одна заявка (идентификационный номер 116043264), которая, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 NИЗК1, признана соответствующей требованиям Извещения.
Таким образом, Комиссией Воронежского УФАС России в действиях Заказчика - отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области выявлены нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за которые предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" на действия отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку сигнализаторов звука цифровых для социального обеспечения получателей в 2024 году (извещение N 0231100000824000065) обоснованной частично.
2. Признать в действиях отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Ведущий заседание -Заместитель председателя комиссии |
|
И.А. Тельпов |
Члены комиссии: |
|
У.А. Апанащик |
|
|
|
|
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21 марта 2024 г. N 036/06/42-319/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024