Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей заказчика - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл - (по доверенности), (по доверенности);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя - ООО "Медпроф" - (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Медпроф" от 13.03.2024 на положения извещения о проведении закупки на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях социального обеспечения в 2024 году (номер извещения в ЕИС 0208100000124000042 от 05.03.2024),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях социального обеспечения в 2024 году.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия ( бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий ( бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
13.03.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроф" на положения извещения вышеуказанной закупки.
По мнению заявителя, закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Помимо этого, описание объекта закупки сформировано на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", что, в свою очередь, также указывает на соответствие описания объекта закупки товару единственного производителя, поскольку указанный ГОСТ разработан совместно с ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Заказчиком 05.03.2024 в ЕИС размещено извещение N 0208100000124000042 о проведении закупки на поставку сигнализаторов звука в пользу граждан в целях социального обеспечения в 2024 году.
Начальная (максимальная) цена контракта: 613 266,75 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 05.03.2024 17:16 ( МСК ).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 14.03.2024 12:00 ( МСК ).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
15.03.2024.
Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемы заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и ( или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок.
Установлено, что заказчиком закупаются: сигнализатор звука цифровой с световой индикацией (КТРУ 27.90.20.120-00000001) , сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией (КТРУ 27.90.20.120-00000002), сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (КТРУ 27.90.20.120-00000003).
В указанных позициях КТРУ отсутствуют характеристики товара, следовательно, заказчик описывает товар по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.
В Описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать в том числе требованиям ГОСТ Р 70185-2022.
Данный ГОСТ устанавливает общие правила и требования, которые рекомендуется учитывать в технических условиях производителя на конкретную продукцию.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 70185-2022 настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методам их испытаний.
Кроме того, в ГОСТ Р 1.3-2018 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические условия на продукцию. Общие требования к содержанию, оформлению, обозначению и обновлению" в подпунктах 4.4 и 4.5 указано следующее:
- при наличии стандартов общих технических условий или технических условий требования ТУ к конкретной продукции не должны быть ниже (хуже) требований, установленных стандартами
- требования, установленные в ТУ, должны соответствовать требованиям законов Российской Федерации, технических регламентов и национальных стандартов.
Таким образом, сигнализаторы звука световые и вибрационные в технических условиях производителей в части установленных требований не должны быть хуже требований, установленных стандартами к данному виду товара. То есть в данном случае декларация о соответствии ГОСТ Р 70185-2022 фактически является следствием соответствующего законодательству по стандартизации Техническому условию.
Исходя из вышеизложенного, заказчик обоснованно применил данный стандарт, поскольку в силу положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при наличии национальных стандартов на требуемый заказчику к закупке товар рекомендовано их использование при составлении описания объекта закупки, в части показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки в соответствии с ГОСТ Р 70185-2022, а также с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности.
Также Комиссия отмечает, что законность и порядок разработки рассматриваемого ГОСТ Р 70185-2022 не может являеться предметом настоящего рассмотрения, соответствующие полномочия у антимонопольного органа отсутствуют.
Из представленных коммерческих предложений следует, что организациями к поставке предложен следующий товар: ОАО "Исток Аудио Интернэшнл" (сигнализатор звука "Пульсар-3"); ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи").
Из представленных заказчиком письменных пояснений следует, что под описание объекта закупки подходят как минимум 3 производителя:
- ОАО "Исток Аудио Интернэшнл" (сигнализатор звука "Пульсар-3"); - ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи"); - ООО КБ "Контур" (сигнализатор звука "Вибролайн" ).
Также представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что аналогичная закупка проведена Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (N 0219100000224000024), в указанной закупке победителем стал участник, предложивший товар "Вибролайн".
Из изложенного следует, что под описание объекта закупки заказчика подходит как минимум два производителя.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности позиции заявителя.
2 . Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля.
Так в рамках внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 " 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно абзацу 1 статьи 11.1 Закона N 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезноортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила N 240).
В соответствии с Правилами инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - Распоряжение N 2347-р).
Согласно пункту 16 Распоряжения N 2347-р к техническим средствам реабилитации относятся сигнализаторы звука световые и вибрационные.
В пункте 2 Требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке заказчиком установлено требование о предоставлении участником закупки в отношении объекта закупки копии регистрационных удостоверений в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Согласно кодов КТРУ, установленных заказчиком в извещении, данные товары не относятся к медицинским изделиям.
Из анализа официального сайта Росздравнадзора (http://www.roszdravnadzor.ru) следует, что на закупаемый заказчиком товар отсутствуют действующие регистрационные удостоверения.
Ранее выданные регистрационные удостоверения имеют статус "отменено".
Таким образом, Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что предмет закупки - сигнализаторы звука не являются медицинскими изделиями.
Установление заказчиком требований о предоставлении регистрационных удостоверений на указанный товар является нарушением пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничение допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг ( далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров для осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным Постановлением N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Заказчиком при проведении закупки выбран код ОКПД2 - 27.90.20.120 "Приборы световой и звуковой сигнализации электрические".
Вышеуказанный код содержится в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для осуществления закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N 878.
В извещении о проведении закупки установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 878, а также условия допуска в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок :
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего
Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0208100000124000042 от 15.03.2024 следует, что на участие в закупке подано 2 заявки, заявка N 116119284 отклонена комиссией заказчика по осуществлению закупок на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участником не представлены копии регистрационных удостоверений и номера реестровых записей из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Комиссией Марийского УФАС России по результатам рассмотрения заявок установлено, что ни один участник закупки не указал в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Из изложенного следует, что комиссией заказчика по осуществлению закупок при рассмотрении заявок неправомерно применено Постановление N 878.
Как указывалось ранее, требование заказчика о предоставлении регистрационных удостоверений также является неправомерным, так как закупаемый заказчиком товар не является медицинским изделием.
Из изложенного следует, что у комиссии заказчика по осуществлению закупок не имелось оснований для отклонения заявки N 116119284, в действиях комиссии заказчика по осуществлению закупок установлено нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении ( при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, в том числе об аннулировании определения поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпроф" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, признать в действиях комиссии заказчика по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности по части 4 статьи 7.30 КоАП РФ, части 6 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражный суд Республики Марий Эл в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 19 марта 2024 г. N 012/06/106-193/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024