Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в отсутствие представителей заказчика - Управления судебного департамента в Камчатском крае, общества с ограниченной ответственностью "Максимум" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максимум" (далее также - ООО "Максимум", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-350/2024,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Максимум" на действия заказчика - Управления судебного департамента в Камчатском крае (далее также - заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку и установку системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании Петропавловск-Камчатского городского суда (Извещение от 28.02.2024 N 0138100002724000008).
По мнению заявителя, заказчиком в описании объекта закупки (приложение к извещению), установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 6 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному Постановлением от 28.07.2020 N 1128, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в приложении должны быть указаны работы из перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" на монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Вместе с тем, требование о наличии указанной лицензии само извещение не содержит, что является, по мнению заявителя, нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0138100002724000008 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.02.2024.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка и установка системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании Петропавловск-Камчатского городского суда.
Начальная (максимальная) цена контракта: 13 776 352,21 рублей.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки участников закупки, а также отзыв на жалобу.
Изучив материалы дела N 027/06/106-350/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ(при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Согласно извещению о проведении спорной закупки объектом закупки является поставка и установка системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании Петропавловск-Камчатского городского суда.
В соответствие с п. 9 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 1128) утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение).
Так, согласно вышеуказанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входят следующие работы:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с п. 7 описания объекта закупки (приложение к извещению) к участникам закупки установлены следующие дополнительные требования: "7.4. Организация, выполняющая работы по монтажу ОПС, СОУЭ должна иметь лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в приложении должны быть указаны работы из перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", вступившее в силу с 1 января 2021 г.:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов);
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.".
Указанные дополнительные требования также установлены (продублированы) в техническом задании (приложении N 1 к контракту, являющемуся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки).
Вместе с тем, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, само извещение содержит следующее дополнительные требования "Наличие лицензии и/или записи в реестре лицензий и/или выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающей работы и услуги: 1) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; 2) монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов (постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Указанные в извещении дополнительные требования также продублированы в п. 1.2 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению извещения.
Таким образом, в извещении, требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, описании объекта (приложение к извещению закупки), техническом задании (приложении N 1 к контракту, являющемуся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки) содержатся разночтения в части установленных к участника спорной закупки требований.
Как пояснил заказчик, дополнительные требования к участникам закупки о наличии лицензий на такие виды работ, как монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ." в п. 7 описания объекта закупки (приложение к извещению), а также в техническом задании (приложении N 1 к контракту, являющемуся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки) установлены ошибочно и не являются обязательными к исполнению.
Таким образом, доводы жалобы являются обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, в действиях Управления судебного департамента в Камчатском крае усматривается нарушение ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение выдать предписание.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0138100002724000008) от 07.03.2024 на участие в спорной закупке подано 2 заявки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максимум" на действия заказчика - Управления судебного департамента в Камчатском крае при проведении электронного аукциона на поставку и установку системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в здании Петропавловск-Камчатского городского суда (Извещение от 28.02.2024 N 0138100002724000008) - обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Управления судебного департамента в Камчатском крае нарушение ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 7-1/42 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 марта 2024 г. N 7-1/42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024