Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель инспекции:
-
Члены инспекции:
-
,
(далее - Инспекция)
В присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края:
- ООО "Максимум" и Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа N 4": о дате, времени, месте уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
в связи с поступлением обращения ООО "Максимум" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа N 4", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение ООО "Максимум", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика - Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа N 4", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей (извещение N 0122200002524000498).
Доводы обращения сводятся к неправомерному не установлению требования к участникам о наличии лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений
Уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которыми считают доводы, указанные в обращении, необоснованными.
Указанное в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе послужило основанием для проведения внеплановой проверки действий заказчика.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0122200002524000498 размещено в единой информационной системе в сфере закупок 16.02.2024.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): аукцион в электронной форме.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании общежития.
Начальная (максимальная) цена контракта: 12 094 209,50 рублей.
Изучив доводы обращения, материалы дела N7-3/179, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании общежития.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как следует из проектной документации размещенной в составе извещения о проведении электронного аукциона, работы будут проводиться в здании КГКОУ Школа 4, Хабаровский край, г. Амурск, пр. Комсомольский, 47.
Пунктом 14.2 статьи 1 ГрК РФ установлено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно пункту 3.8 ГОСТа Р 53195.1-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем" инженерная система (здания или сооружения) это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для жизнеобеспечения (например, система водоснабжения, система канализации, система теплоснабжения, система электроснабжения, система электроосвещения, система вентиляции и др.), выполнения процессов (система технологического оборудования - на объектах производственного назначения), поддержания комфорта (система кондиционирования воздуха, система вертикального транспорта, система тепловоздушных завес и т.п.), энерго- и ресурсосбережения (система учета потребления энергоресурсов, система учета водопотребления, система тепловых насосов, система управления светом и др.), обеспечения безопасности (система пожарной сигнализации, охранной сигнализации, система пожаротушения, дымоудаления, тревожного оповещения, контроля и управления доступом и др.).
Кроме того, в извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Финансирование за счет внебюджетных средств" указан код вида расходов 243. В соответствии с пунктом 53.2.4.3 Приказа Минфина России от 24.05.2022 N82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" по элементу вида расходов "243 Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Согласно письму Минстроя России от 06.09.2021 N 37970-ОД/08 системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых, и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
В связи с чем, выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации при пожаре, системы аварийного (эвакуационного) освещения неотделим от инженерных систем и является капитальным ремонтом объекта капитального строительства.
Согласно извещению, в рассматриваемой закупке установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571. Указанное дополнительное требование обусловлено выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено указанным Кодексом.
Из приведенного положения ГрК РФ следует, что право осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства может быть реализовано при соблюдении условия о том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства.
Как установлено материалами дела в рассматриваемом случае требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации с правом на осуществления работ в области капитального ремонта объектов капитального строительства установлено (п. 4 извещения, п. 3 раздела II извещения "Информационная карта").
Вместе с тем, в соответствии с письмом от 26.06.2018 г. N АГ/47983/18 по мнению ФАС России, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Пунктом 4.3.6 проекта контракта извещения об осуществления закупки установлено право подрядчика на привлечение к выполнению работ, указанных в контракте, субподрядчиков. Субподрядчик должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие работы.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании довода обращения необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа N 4", уполномоченного органа - Комитет государственного заказа правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей (извещение N 0122200002524000498) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 марта 2024 г. N 7-3/179 (ключевые темы: капитальный ремонт - объекты капитального строительства - общеобразовательные программы - системы оповещения - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024