Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края Голубятниковой М.В. по доверенности от 29.06.2023 N 04-885, Московкина В.А. по доверенности от 29.05.2023 N 03/23-С, Калашниковой Е.В. по доверенности от 19.032024 N 01/24-ФАС,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Северо-Восточная строительная компания" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/181 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственность "Северо-Восточная строительная компания" (ИНН 4909017062) (далее также - ООО "Северо-Восточная строительная компания", Общество), учредителе Общества Бекоеве Сергее Гурамовиче (ИНН 490900510161), генеральном директоре Общества Бельмасе Вячеславе Васильевиче (ИНН 490908119190) в связи с односторонним отказом Общества от исполнения контракта от 23.10.2023 N 1461/023-з на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (реестровый номер 2272400261623001167), заключенного по результатам закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 29.09.2023 N 0122200002523004188), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Северо-Восточная строительная компания",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Северо-Восточная строительная компания" (ИНН 4909017062), учредителе Общества Бекоеве Сергее Гурамовиче (ИНН 490900510161), генеральном директоре Общества Бельмасе Вячеславе Васильевиче (ИНН 490908119190) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 23.10.2023 N 1461/023-з на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (реестровый номер 2272400261623001167), заключенного по результатам закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 29.09.2023 N 0122200002523004188), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "Северо-Восточная строительная компания".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 23.10.2023 N 1461/023-з на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (реестровый номер 2272400261623001167) заключен по результатам закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 29.09.2023 N 0122200002523004188) (далее также - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 54 686 287,78 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0122200002523004188) от 10.11.2023 победителем торгов признана заявка с идентификационным номером 106 (заявка ООО "Северо-Восточная строительная компания"), с наименьшим ценовым предложением 47 900 000,00 рублей (понижение составило 12,91 %).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - работы, объект). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Цена контракта составляет 47 900 000,00 (сорок семь миллионов девятьсот тысяч) рублей 00 копеек, без НДС.
Пунктом 1.2 контракта установлен объем выполняемых работ - в соответствии с Технической частью.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Техническую часть контракта (далее также - Техническая часть), согласно которой согласовали перечень и объем выполняемых работ, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также порядок и условия выполнения работ требования к результатам закупки.
В соответствии с Технической частью полный перечень и объем выполняемых работ указан в Локальных сметных расчетах (Приложение 1 к Технической части), Ведомостях объемов работ, входящих в состав Проектной документации (Приложение 2 к Технической части).
Согласно Технической части работы должны быть выполнены в соответствии с Проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, настоящей Технической частью, в полном соответствии с требованиями технических регламентов, государственных стандартов (ГОСТ), действующих строительных норм и правил (СНиП), норм пожарной безопасности (НПБ), санитарных норм и правил, правилами охраны труда и иными действующими нормативными документами РФ.
В соответствии с Технической частью результатом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края, в полном объеме в соответствии Технической частью и с надлежащим качеством.
Пунктами 5.1, 5.2 контракта установлен срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения Работ - с даты заключения контракта. Окончание Работ - не позднее 28.02.2024. Место выполнения Работ: Российская Федерация, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д.9 Б.
Разделом 6 контракта Стороны согласовали порядок сдачи и приемки работ.
Так, согласно п.п. 6.1, 6.2 контракта приемка выполненных работ осуществляется на основании документов о приемке работ, подтверждающих их выполнение в соответствии с условиями контракта. Подрядчик после выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, в полном объеме сообщает Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных по контракту работ, предоставляет Заказчику: акты освидетельствования скрытых работ (при наличии); документы, подтверждающие надлежащее качество и безопасность материалов, которые были применены в ходе выполнения работ по контракту; исполнительные схемы; журналы производства работ; документы, подтверждающие объем и состав работ, выполненных в счет непредвиденных работ и затрат, предусмотренных Технической частью. В случае не предоставления таких документов оплата непредвиденных работ и затрат не производится; иную исполнительную документацию, предусмотренную действующим законодательством, и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке работ.
В соответствии с п.п. 6.4, 6.5 контракта Подрядчик в соответствии с требованиями настоящего контракта передает Заказчику выполненные работы. Для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Заказчик вправе не отказывать в приемке выполненных работ в случае выявления несоответствия таких работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке работ и устранено Подрядчиком. В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных работ Заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 6.9 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке работ Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке работ в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в ЕИС документа о приемке работ, подписанного Заказчиком (п. 6.13 контракта).
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В соответствии с п.п. 4.4.2-4.4.4 контракта Подрядчик обязан выполнить работы, указанные в п. 4.4.1 контракта (далее - работы), в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью контракта: акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов; иные документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта. В течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от Заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, подписать указанный проект акта приема-передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа. Выполнить работы в сроки, установленные контрактом.
Согласно п. 4.4.8 контракта Подрядчик обязан обеспечить устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
В силу п. 4.4.21 контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения работ.
Согласно п. 11.1 контракта контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с п. 13.7 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13.3 контракта Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 13.4. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу п. 13.9 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: в случае просрочки выполнения работ по контракту, в том числе по отдельному этапу выполнения работ в соответствии с установленными контрактом сроками, более чем на 10 дней (п. 13.9.1); в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.9.2).
Согласно п. 13.11 контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом Заказчика/Подрядчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 13.13 контракта Подрядчик не вправе принять решение об одностороннем расторжении настоящего контракта, если Заказчиком не нарушаются условия настоящего контракта.
Как следует из обращения заказчика, в соответствии с условиями контракта, Подрядчик принял на себя обязательства по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края в полном объеме в соответствии с Технической частью.
Согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: с даты заключения контракта по 28.02.2024 включительно.
Вместе с тем, по состоянию на 28.02.2024 Работы по контракту не выполнены в полном объеме, при этом 28.02.2024 Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 12.03.2024 и с 12.03.2024 контракт расторгнут.
Основанием для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно указанному решению послужили следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 4.4.13 контракта Подрядчик обязан производить работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил. В силу п. 4.4.21 контракта Подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 3 (трех) дней после приостановления выполнения работ.
В соответствии с п. 4.2.10 контракта Заказчик обязан рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ, при получении от Подрядчика уведомления о приостановлении выполнения работ в случае обнаружения независящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результаты выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим контрактом срок.
06.12.2023 (вх. Заказчика N 3431 от 08.12.2023) и 11.12.2023 (вх. Заказчика N 3459 от 11.12.2023) Заказчиком надлежащим образом получены письма от Подрядчика о невозможности выполнения работ отделке поверхности стен и потолков и необходимости выполнения дополнительных работ.
В ответ на письмо Подрядчика от 06.12.2023 о необходимости выполнения дополнительных работ между Заказчиком и Подрядчиком определена дата обследования строительного объекта - 18.12.2023.
18.12.2023 состоялось обследование строительного объекта, однако Заказчик по результатам обследования уклонился от составления и подписания акта обследования.
12.01.2024 Заказчик вручил Подрядчику письмо исх. N 003 от 12.01.2024, согласно которому Заказчиком принято решение о грунтовании и шпатлевании только очищенных мест.
16.01.2024 (вх. Заказчика N 197 от 17.01.2024) Подрядчик вручил Заказчику локальный сметный расчет на выполнение дополнительных работ по разделу: "Архитектурные решения (стены, потолок)", однако, ответ от Заказчика не поступил.
18.01.2024 (вх. Заказчика N 206 от 18.01.2024) Подрядчик повторно указал Заказчику о невозможности выполнения работ и необходимости изменить указания о способе выполнения работы и других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности.
25.01.2024 Подрядчик повторно указал Заказчику о невозможности выполнения работ и необходимости изменить указания о способе выполнения работы и других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, так как решение Заказчика от 12.01.2023. несмотря на невозможность выполнения работ, указал о продолжении работ вопреки требованиям СНиП и СП.
16.02.2024 (вх. Заказчика N 542 от 16.02.2024) Подрядчик вручил Заказчику результат лабораторного исследования штукатурки стен 4 и 5 этажей, выполненной аккредитованной испытательной лабораторией ООО "Сила Недр", согласно которому было установлено о невозможности использования существующего покрытия стен для последующей отделки (шпатлевания и покраски).
21.02.2024 (вх. Заказчика N 571 от 21.02.2024) Подрядчик вручил Заказчику выводы экспертного заключения N 258.24 от 19.02.2024 ООО "ВЕРТЕКС Групп" на основании проведенных технических (экспертных) обследований существующего технического состояния конструктивных элементов отделки поверхностей внутренних стен и потолков 4 и 5 этажей здания поликлиники, согласно которому невозможно выполнить окраску стен и потолков демонтажа существующего покрытия и предварительной подготовки стен.
Несмотря на предупреждение со стороны Подрядчика об обстоятельствах, указанных в решении, Заказчик в разумный срок не изменил указания о способе выполнения работы и не принял других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности результата работ.
14.12.2023 (вх. Заказчика N 571 от 21.02.2024) Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы кондиционирования в связи с дефектами в проектной документации и необходимости выполнения дополнительных работ. А именно: длины трасс систем кондиционирования посчитаны неверно. Система мульти-сплит подразумевает подключение каждого внутреннего блока к наружному, длины медной трубки, заложенной в проекте, а именно 188 м.п., недостаточно. Для подключения каждого внутреннего блока к наружному необходимо 550 м.п. медной трубки и сопутствующих материалов; система дренажа систем кондиционирования запроектирована неверно. Из-за невозможности выброса дренажа по фасаду здания дренаж следует организовать в систему канализации у ближайших санитарно-технических приборов. Для этого необходимо предусмотреть дренажные насосы, помпы. в проекте не учтены трубы из полипропилена для отвода дренажа от кассетных внутренних блоков; в проекте не учтен кабель-канал, необходимый для защиты дренажного трубопровода от механических повреждений.
24.01.2024 (вх. Заказчика N 272 от 25.01.2024) Подрядчик повторно уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы кондиционирования в связи с дефектами в проектной документации и необходимости выполнения дополнительных работ.
09.02.2024 (вх. Заказчика N 445 от 09.02.2024) Подрядчик очередной раз уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы кондиционирования в связи с дефектами в проектной документации и необходимости выполнения дополнительных работ, с приложением схемы фреоноводов, предусмотренной производителем кондиционеров.
15.02.2024 (вх. Заказчика N 495 от 15.02.2024) Подрядчик повторно уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы кондиционирования в связи с дефектами в проектной документации и необходимости выполнения дополнительных работ, и целесообразности выполнения работ в отсутствие со стороны Заказчика мер, направленных на устранение обстоятельств. послуживших невозможностью выполнения указанных видов работ.
24.01.2024 (вх. Заказчика N 272 от 25.01.2024) Подрядчик также уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы вентиляции в связи с дефектами в проектной документации. В связи с тем, что разделы проектной документации ОВ, ОПС, ЭМ не согласованы между собой, то образуется накладка кабель-трасс и подвесных потолков на сети воздуховодов и оборудование систем вентиляции.
15.02.2024 (вх. Заказчика N 494 от 15.02.2024) Подрядчик вручил претензию Заказчику в связи с не рассмотрением Заказчиком вопроса о необходимости внесения изменений в проектную документацию с приложением схем наложения проектов.
22.02.2024 (вх. Заказчика N 584 от 22.02.2024) Подрядчик повторно уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по монтажу системы вентиляции в связи с дефектами в проектной документации с приложением схем наложения проектов ОВ, ОПС, ЭМ.
Несмотря на предупреждение со стороны Подрядчика об обстоятельствах, указанных в решении, Заказчик в разумный срок не заменил непригодную техническую документацию, не изменил указания о способе выполнения работы и не принял других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности результата работ.
2. 09.01.2024 (вх. Заказчика N 12 от 09.01.2024) Заказчик надлежащим образом был уведомлен Подрядчиком о готовности скрытых работ по разделам: "Общестроительные работы, система отопления". Заказчику переданы на проверку соответствующие акты освидетельствования скрытых работ.
11.01.2024 (исх. Заказчика N 09 от 11.01.2024) Заказчик необоснованно отказал Подрядчику в подписании актов освидетельствования скрытых работ в связи с тем, что Подрядчикам не приложены к актам исполнительные схемы.
16.01.2024 (вх. Заказчика N 163 от 16.01.2024) Заказчик повторно надлежащим образом был уведомлен Подрядчиком о готовности скрытых работ по разделам: "Общестроительные работы, система отопления". Заказчику переданы на проверку соответствующие акты освидетельствования скрытых работ.
21.02.2024 (исх. Заказчика N 796 от 11.01.2024) Заказчик повторно необоснованно отказал Подрядчику в подписании актов освидетельствования скрытых работ в связи с тем, что Подрядчиком не приложены к актам исполнительные схемы.
22.02.2024 (вх. Заказчика N 584 от 22.02.2024) Подрядчик вручил Заказчику претензию о том, что согласно п. 9 Приказа Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/ПР "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" в состав исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства входят исполнительные схемы (чертежи) результатов работ и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения, отражающие выполненные отступления от проектной документации и согласованные с лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
В исполнительной схеме или чертеже указываются отклонения от проектной документации, отклонения осей, размеров и нахождения объектов. В этой связи схемы носят название "исполнительные", то есть по факту отличающиеся по месту расположения и размерам от заданных отметок в проектной документации.
В связи с тем, что скрытые работы выполнены Подрядчиком в соответствии с проектной документацией, таким образом, исполнительные схемы и чертежи с Заказчиком не согласовывались и соответственно не составлялись.
С 16.01.2024 Подрядчик не смог приступить к следующим видам работ: устройству стяжки полов 4 и 5 этажей из-за того, что Заказчик не приступил к приемке демонтажа существующих полов, мотивированный отказ Подрядчику не прислал; кладке перегородок 4 и 5 этажей из-за того, что Заказчик не приступил к приемке демонтажа существующих перегородок из кирпича, мотивированный отказ Подрядчику не прислал; продолжать прокладку системы электроснабжения по новым перегородкам вследствие таковых из-за того, что Заказчик не приступил к приемке демонтажа существующих перегородок из кирпича, и дал указание (разрешение) на монтаж новых перегородок.
Таким образом, работы, предусмотренные контрактом в отношении стен и потолков, систем вентиляции и кондиционирования, не были выполнены в срок, обеспечивающий своевременное начало и завершение работ Подрядчиком.
При этом Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с требованием незамедлительно принять меры по замене непригодной технической документации, изменению указания о способе выполнения работы и других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности результата работ, приемке скрытых работ; уведомлял Заказчика о приостановлении работ но контракту с указанием причин невозможности выполнения работ. В результате Подрядчик был лишен возможности выполнить свои обязательства в предусмотренный контрактом срок.
Таким образом, причиной неисполнения контракта послужило наличие обстоятельств, затрудняющих/делающих невозможным выполнение работ по причинам, не связанным с Подрядчиком, а исключительно по вине Заказчика.
Как следует из пояснений заказчика, на дату размещения Подрядчиком одностороннего отказа, которая в свою очередь является датой окончания срока выполнения работ по контракту, а именно: 28.02.2024, Подрядчиком выполнено не более 30-35% от всего требуемого объема работ.
При этом недобросовестные действия Подрядчика прослеживаются на протяжении всего срока действия контракта.
Так, согласно п. 4.4.3 контракта Подрядчик в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от Заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, обязан подписать акт приема-передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа.
27.10.2023 Подрядчику было направлено сопроводительное письмо исх. N 4847 от 26.10.2023 с приложением 2-х экземпляров актов приема-передачи строительной площадки. Данная информация в установленном законодательством порядке была размещена в ЕИС, продублирована по адресу электронной почты и одновременно направлена заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68000987022686).
Вместе с тем, в период действия контракта акт приема-передачи строительной площадки не был Подрядчиком подписан, как и не был направлен мотивированный отказ от его подписания. Строительная площадка так и не была принята Подрядчиком.
09.11.2023 Подрядчиком направлено в адрес заказчика письмо о предоставлении списка представителей и персонала для выполнения работ по контратаку.
В ответ на указанное письмо в адрес Подрядчика направлено письмо исх. от 22.11.2023 N 126 о том, что необходимо представить не только доверенность, но и приказ о назначении ответственного за проведение работ по контракту, и дополнительно информацию согласно п.п. 4.4.30.1 и п. 4.4.30.2 контракта.
11.12.2023 в адрес Подрядчика направлено письмо исх. от 11.12.2023 N 5798 о необходимости в срочном порядке предоставить План производства работ.
Также, 11.12.2023 исх. N 14/12-ОППР в адрес Подрядчика направлен ответ на письмо от 11.12.2023 по вопросу внесения изменений в техническую документацию согласно которому вопрос по замене системы отопления заказчик считает необоснованным, по общестроительным работам в части отделки стен заказчик сообщил о необходимости провести 18.12.2023 комиссионное обследование с участием специалиста Подрядчика, по вопросу замены труб водоснабжения - заказчик согласился с предложением Подрядчика.
14.12.2023 в адрес заказчика Подрядчиком направлена Ведомость работ N 1 от 03.12.2023 на 2 листах, в ответ на которое письмом от 20.12.2023 исх. N 5961 заказчик направил в адрес Подрядчика анализ дополнительных объемов работ, согласно которому Подрядчику предложено предоставить обоснование указанных в Ведомости N 1 от 03.12.2023 работ, а также пояснения необходимости выполнения этих работ.
Письмом от 15.12.2023 заказчик уведомил Подрядчика о необходимости подписать акт приема-передачи строительной площадки, а в случае отказа предоставить мотивированный отказ.
15.12.2023, поскольку контракт заключен в рамках реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Модернизация первичного звена здравоохранения Хабаровского края" (капитальный ремонт), утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 15.12.2020 N 1344-рп и по состоянию на 15.12.2023 Подрядчик задерживал исполнение контракта, заказчик обратился в прокуратуру Железнодорожного района (исх. N 5862 от 15.12.2023).
По результатам проверки Прокуратурой Железнодорожного района выявлен ряд нарушений со стороны Подрядчика и генеральному директору ООО "Северо-Восточная строительная компания" объявлено предостережение о недопустимости нарушений.
18.12.2023 состоялось производственное совещание с участием представителя Подрядчика, на котором были согласованы сроки исполнения контракта по отдельным работам (до 20.12.2023, до 22.12.2023).
20.12.2023 в адрес Подрядчика письмом исх. N 5928 заказчиком направлена претензия о незамедлительном устранении нарушении условий контракта и уплате штрафных санкций.
22.12.2023 состоялось очередное производственное совещание с участием представителя Подрядчика, на котором были согласованы новые сроки исполнения контракта по отдельным работам (до 22.12.2023, до 25.12.2023), 29.12.2023 еще одно совещание с участием представителя Подрядчика, на котором были согласованы более новые сроки исполнения контракта по отдельным работам (до 29.12.2023, до 10.01.2024).
Письмами от 29.12.2023 Подрядчик предоставил заказчику информацию о субподрядчике, а также информацию на ответственных лиц Подрядчика.
09.01.2024 уведомлением о готовности скрытых работ, Подрядчиком предоставлены акты скрытых работ (вх. N 12 от 12.01.2024).
11.01.2024 заказчик предоставил ответ Подрядчику, в котором указал, что в актах скрытых работ нарушена технологическая последовательность выполнения работ и отсутствуют исполнительные схемы (исх. N 39 от 11.01.2024).
14.01.2024 Подрядчик предоставил другую версию актов скрытых работ (вх. N 163 от 16.01.2024).
16.01.2024 в ходе совместного производственного совещания Подрядчик был проинформирован, что скрытые работы, указанные в предоставленных актах, одобрены Заказчиком и акты будут подписаны после предоставления Подрядчиком исполнительных схем.
Данные схемы позволяют произвести расчет объема фактически выполненных Подрядчиком работ и сравнить с работами, предусмотренными проектной документацией.
До расторжения контракта акты скрытых работ не были приведены в соответствие с замечаниями заказчика.
24.01.2024 в адрес заказчика поступили письма Подрядчика исх. от 24.01.2024 о замене оборудования и необходимости внесения изменений в техническую документацию (система кондиционирования), а также о замене оборудования и необходимости внесения изменений в техническую документацию (система вентиляции).
25.01.2024 в адрес заказчика поступило письмо Подрядчика исх. от 25.01.2024 о необходимости рассмотрения заказчиком вопроса о необходимости выполнения дополнительных работ по разделу "Архитектурные решения (стены, потолок)"
30.01.2024 в адрес заказчика поступило письмо Подрядчика исх. от 30.01.2024 о наступлении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения обязательств по контракту, а именно: Подрядчик предлагал внести в проектную документацию изменений и срока контракта.
Также, несмотря на то, что способ (технология) выполнения работ по отделке стен были озвучены заказчиком Подрядчику на совместных производственных совещаниях, о чем свидетельствуют записи в протоколах производственных совещаний от 18.12.2023, от 22.12.2023 и от 29.12.2023, Подрядчик 16.02.2024 направил письмо в адрес заказчика о проведении лабораторного исследования образцов штукатурки и всяческим образом настаивал на своем варианте выполнения работ.
Вместе с тем, заказчиком образцы исследуемого материала не предоставлялись, каких- либо запросов о предоставлении образцов материала ни от экспертной организации, ни от Подрядчика не поступало. Каким образом были предоставлены образцы на исследования, какие образцы и отбирались ли они вообще неизвестно, так как порядок отбора, направления подлежащего исследованию материала, Подрядчиком не соблюден, соответственно результаты экспертного заключения N 258.24, не могут быть признаны надлежащим доказательством доводов Подрядчика.
Кроме того, Заказчиком было предложено Подрядчику сделать схему отделки стен, где, по мнению Подрядчика, невозможно произвести работы в соответствии с технологией, предусмотренной проектно-сметной документацией.
До даты расторжения контракта указанная схема Подрядчиком не предоставлена.
Учитывая, что разработка проектно-сметной документации по Контракту была произведена квалифицированной организацией, имеющей допуск СРО на проведение проектно-изыскательских работ, основания не доверять результатам проектно-сметной документации у Заказчика отсутствуют.
Кроме того, проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу, достоверность определения сметной стоимости.
16.02.204 письмом исх. N 696 от 16.02.2024 заказчик уведомил Подрядчика о существенных нарушениях выполняемых работ при производстве работ на объекте по монтажу и установке оконных блоков из ПВХ: Подрядчиком существенно нарушен процесс установки оконных блоков, а именно, монтажный зазор в большинстве оконных проемов (4 и 5 этажа поликлиники) превышает допустимый п. 5.2.1 ГОСТа 30971-2012 монтажный зазор в размере 60 мм (у Подрядчика зазор варьируется от 70 и выше мм.)
До момента расторжения контракта, указанные нарушения Подрядчиком не устранены.
Также, до даты расторжения контракта, в нарушение п.4.4.30.1 контракта, Подрядчиком не предоставлена информация и документы: декларации о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати); копии договоров заключенных с субподрядчиком, соисполнителями, заверенные Подрядчиком.
Проект контракта был заблаговременно размещен заказчиком в Единой информационной системе в составе аукционной документации.
Ознакомившись с аукционной документацией, Подрядчик подал заявку на участие в аукционе, тем самым, согласившись с условиями, предложенными заказчиком, и не мог не знать об условиях исполнения контракта, принял на себя обусловленные контрактом обязательства.
Принимая решение об участии в закупке, подавая соответствующую заявку, Подрядчик несет риск наступления неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, Подрядчик имел возможность обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации, однако своим правом на направление запроса о разъяснении положений аукционной документации в ходе проведения закупки Подрядчик не воспользовался, тем самым признал возможность исполнения обязательств по контракту на условиях, предложенных заказчиком.
В период всего срока действия контракта заказчик оказывал Подрядчику содействие в выполнении работ, принимал необходимые меры для своевременного исполнения Подрядчиком обязательств по контракту, о чем свидетельствует переписка, протоколы, проводимых совместно с Подрядчиком производственных совещаний от 18.12.2023, от 22.12.2023 и от 29.12.2023.
В результате изучения материалов дела 7-3/181, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
П. 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела контракт в силу ч. 21 ст. 95 Закона 44-ФЗ считается расторгнутым с 12.03.2024.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Материалами дела подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта.
Учитывая, что действующим законодательством не допускается попустительство в отношении противоречивого и недобросовестного поведения субъектов хозяйственного оборота, не соответствующего обычной коммерческой честности, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что у Подрядчика не имелось оснований для реализации права на односторонний отказ от исполнения контракта по причине неисполнения заказчиком встречных обязательств.
Кроме того, Подрядчик, являясь профессиональным участником рынка в области строительных работ, должен был оценить все риски выполнения предпринимательской деятельности в рамках выполнения обязательств по контракту.
Оценив указанные обстоятельства и документы, представленные заказчиком и ООО "Северо-Восточная строительная компания", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, а именно: заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева об ООО "Северо-Восточная строительная компания" (ИНН 4909017062), учредителе Общества Бекоеве Сергее Гурамовиче (ИНН 490900510161), генеральном директоре Общества Бельмасе Вячеславе Васильевиче (ИНН 490908119190) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева об ООО "Северо-Восточная строительная компания" (ИНН 4909017062), учредителе Общества Бекоеве Сергее Гурамовиче (ИНН 490900510161), директоре Общества Бельмасе Вячеславе Васильевиче (ИНН 490908119190), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 23.10.2023 N 1461/023-з на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 4 и 5 этажей здания поликлиники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (реестровый номер 2272400261623001167), заключенного по результатам закупки путем проведения электронного аукциона (Извещение от 29.09.2023 N 0122200002523004188), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 марта 2024 г. N РНП-141 (ключевые темы: подрядчик - исполнение контракта - проектная документация - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024