Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Хабаровского края - Примакова Т.М. представитель по доверенности N 53 от 08.09.2023;
в отсутствии представителя от заявителя - ООО "Здравмедтех - Сибирь" (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу - ООО "Здравмедтех - Сибирь" и материалы дела N 027/06/106-429/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Здравмедтех - Сибирь" (вх. N 4086-ЭП/24 от 14.03.2024) проводится внеплановая проверка действий заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий - белья одноразового (извещение N 0322100002524000041).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки, а именно в указании излишних требований к характеристикам товара. По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничивает количество участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0322100002524000041 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.03.2024.
Объект закупки: поставка медицинских изделий - белья одноразового.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 263 350,00 рублей.
Заказчиком в материалы дела представлен мотивированный отзыв, согласно которому считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/106-429/2024, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с выводами Верховного суда РФ в определении от 24.01.2022 N 308-ЭС21-26790 по делу N А61-4140/2020 требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Описание объекта закупки содержится в извещении об осуществлении закупки и приложении к извещению "Описание объекта закупки".
В своей жалобе заявитель оспаривает следующие характеристики товара:
1. по позиции "Халат хирургический из нетканного 4-х слойного материала, плотность не менее 35 г/кв.м." характеристика - "_Текстильная застежка ворота - лента-липучка. Размеры не менее 6,5х3см/14х3см";
2. по позиции "Простыня для ангиографии 240х3301 см." характеристика - "_клейкий край - тонко нанесенный непосредственно на материал адгезивный расплав без стыков и прямых углов (не двухсторонний скотч) шириной 5
0,2 см_";
3. по позиции "Упаковка. Стерильный комбинированный пакет." заявитель полагает, что требования к упаковке товара в бумажно-пленочном виде подразумевает лишь стерилизацию оксидом этилена, упаковка одноразовых хирургической одежды и белья должна быть выполнена в соответствии с ГОСТ Р 50444, ГОСТ ISO 11607, ГОСТ 15150.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС описание закупаемых медицинский изделий регулируется ГОСТ Р 58551-2019 "Изделия медицинские одноразовые из нетканых материалов. Одежда и белье хирургические одноразовые из нетканых материалов. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ).
Пунктом 4 ГОСТа установлены виды одноразовых одежды и белья из нетканых материалов, которые могут быть использованы в комплектах или единичными изделиями. Состав комплекта определен Заказчиком. Комплекты могут быть дополнены медицинскими изделиями, зарегистрированным в установленном порядке.
Пунктом 5.5 ГОСТа установлено, что Заказчик вправе включить в ТЗ на закупки МИ требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативным правовым актам РФ. При этом, Заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и функциональные характеристики МИ.
1. пункт 8.2.1.6 ГОСТа предусматривает, что горловина халата должна быть окантована бейкой во избежание растяжения его горловины и зафиксирована застежкой "липучка". Застежка должна быть достаточной длины для обеспечения надежной фиксации с учетом различных типов телосложения.
Пунктом 8.2.2.4 ГОСТа допускается фиксация на застежке "липучка".
С учетом п. 5.5 ГОСТа добавление характеристики размеров не противоречит ГОСТу.
Комиссией установлено, что по характеристике "_Текстильная застежка ворота - лента-липучка. Размеры не менее 6,5х3см/14х3см" заказчику поступали запросы на разъяснение положений извещения. Заказчиком разъяснено, что характеристика "_Текстильная застежка ворота - лента-липучка. Размеры не менее 6,5х3см/14х3см" подразумевает, что лента-липучка состоит из двух частей, с указанными размерами.
2. В соответствии с п. 8.3.5 ГОСТа ширина липкого слоя одноразовых хирургических (операционных) простыней должна быть не менее 20 мм, допускаемые отклонения линейных размеров от установленных значений по ширине - не более 5 мм. Конкретное значение указывается в ТЗ с учетом длительности операции, сложности, наличия выделения биологических жидкостей, а также их количества.
Комиссией установлено, согласно Таблице Б.1 ГОСТа установлена характеристика "ширина липкого слоя МИ (хирургических (операционных) простыней) 50 +/- 5 мм".
Вместе с тем заказчиком в техническом задании указаны конкретные характеристики: "_клейкий край _. шириной 50,2 см_", что входит в диапазон ГОСТа и не противоречит ему.
В техническом задании заказчика указан размер 5+/0,2 см, что соответствует 50 +/-2 мм (в ГОСТе размер указан в мм, в техническом задании в см).
Пунктом 9.2 ГОСТа установлено, что количественные и качественные значения характеристик (параметров), представленные в таблицах Б.1 - Б.3 приложения Б, носят демонстрационный характер и не могут быть использованы как типовые значения при составлении ТЗ.
3. Согласно разделу 7.2 ГОСТа упаковка одноразовых хирургических одежды и белья (далее - ОХОБ) должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50444, ГОСТ ISO 11607, ГОСТ 15150.
Толщина материала индивидуальной упаковки ОХОБ должна быть не менее 40 мкм.
Индивидуальная упаковка ОХОБ должна обеспечивать сохранность стерильности его содержимого при заявленных условиях хранения и транспортирования в течение всего срока годности ОХОБ.
Индивидуальная упаковка ОХОБ должна иметь возможность вскрытия усилиями одного человека без помощи колюще-режущих предметов (эффект легкого вскрытия).
В описании объекта закупки по позиции "Упаковка" заказчиком указано: "стерильный комбинированный пакет. Материал пакета (лицевая сторона) - полиэтиленовая пленка толщиной не менее 110 мкм. Материал пакета (оборотная сторона) - полиэтиленовая пленка толщиной не менее 110 мкм и медицинская бумага в 1/4 верхней части пакета с маркировкой направления вскрытия. Информационный лист: артикул, состав комплекта, срок годности. Легкое открывание без использования режущих инструментов, шов - термоспайка".
Комиссией установлено, что указанные характеристики не противоречат ГОСТу, основаны на потребности заказчика, описание объекта закупки, в части упаковки не содержит требований о методе стерилизации одноразовых медицинских изделий.
Из пояснений представителя заказчика следует, что закупаемые в наборе изделия будут использоваться заказчиком при проведении хирургических операций, и поэтому при формировании технического задания заказчик исходил из необходимости достижения наилучшего результата.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Комиссией учтено, что на участие в закупке подано 3 заявки, в том числе и заявка заявителя, а снижение составило 10,5%.
Таким образом, действия заказчика не ограничили количества участников закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Здравмедтех - Сибирь" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Хабаровск) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий - белья одноразового (извещение N 0322100002524000041) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 марта 2024 г. N 7-1/39
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024