Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой родильный дом" (далее - Заказчик): Сидорова Д.И. (по доверенности от 01.03.2024 N 2),
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "НПО "Спецпроектмонтаж" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по оснащению системой пожарной безопасности в здании по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 7 (5-ти этажный корпус) (закупка N 0338300007824000031), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по оснащению системой пожарной безопасности в здании по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, д. 7 (5-ти этажный корпус) (закупка N 0338300007824000031) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в ЕИС 04.03.2024. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 12 742 870,00 рублей. Заказчиком установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
12.03.2024 в Камчатское УФАС России поступила размещенная 12.03.2024 в ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика. По мнению Заявителя:
1. Заказчик неправомерно установил в проектно-сметном расчете закупку и монтаж оборудования - станция объектовая исп. 2 РСПИ "Стрелец-Мониторинг" ЗАО "Аргус-Спектр" и модуль сопряжения MC-RS ЗАО "Аргус-Спектр" и увеличил таким образом НМЦК;
2. Заказчик не установил вид лицензии "монтаж, техническое обслуживание и ремонт пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ";
3. Заказчик не установил требование к участникам Закупки быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В пояснениях от 18.03.2024 Заказчик с доводами жалобы о нарушении Закона о контрактной системе не согласился.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о закупке должна содержаться информация: НМЦК (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 данного Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом должно содержать, в том числе электронный документ: обоснование НМЦК. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования НМЦК, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 данной статьи) в отношении определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Заявитель обжалует неправомерность формирования НМЦК и приложенную государственную экспертизу ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" от 09.02.2023 N 41-1-1-2-005607-2023.
Извещение о Закупке содержит проектно-сметную документацию, разработанную ООО "МегаПрофПроект", с положительным заключением государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости.
Таким образом, извещение о Закупке содержит обоснование НМЦК, которое не противоречит требованиям статей 22, 33 Закона о контрактной системе, довод жалобы не обоснован.
Вместе с тем, довод в части неправомерности формирования НМЦК при проведении закупки не относится к компетенции антимонопольного органа и Комиссией не рассматривается.
2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки, согласно извещению, является выполнение работ по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации - капитальному ремонту системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в здании УК-6.
Согласно требованию извещения, подрядчик должен соответствовать требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установленным в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно извещению, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении с указанием лицензируемого вида деятельности - "деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", содержащего следующие виды работ и услуг, составляющих указанный вид деятельности: - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; - Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Проектно-сметная документация содержит следующий вид работ: поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ системы газового пожаротушения.
Данный вид работ могут выполнять только участники, в лицензии которых есть вид работ - "монтаж, техническое обслуживание и ремонт пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Заказчик, не установив данный лицензируемый вид деятельности в извещении о закупке, нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
НМЦК составляет 12 742 870,00 рублей, государственная экспертиза содержит вид работ "Капитальный ремонт", следовательно, Заказчик должен был установить требование к участникам закупки являться членом саморегулируемой организации.
На заседании Комиссии Заказчик с данным доводом жалобы согласился.
Таким образом, Заказчик, не установив требование о наличии членства в саморегулируемой организации, нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно извещению о Закупке Заказчиком установлено преимущество участникам закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.13 проекта контракта установлено, что "Возврат денежных средств, внесенных Подрядчиком в качестве обеспечения гарантийных обязательств, осуществляется Заказчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты окончания срока гарантийных обязательств, на счет Поставщика, с которого поступили такие денежные средства, при условии отсутствия у Заказчика претензий об уплате сумм начисленных неустоек и предоставления со стороны Поставщика требования о возврате денежных средств, внесенных Подрядчиком в качестве обеспечения гарантийных обязательств.
В случае если в течение гарантийного срока у Подрядчика изменились реквизиты, с которых поступило обеспечение гарантийных обязательств, Подрядчик представляет новые реквизиты до окончания гарантийного срока на выполненные работы.".
Таким образом, Заказчик в проекте контракта установил срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Данные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу частично обоснованной в доводах 2, 3.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
5. Передать копию жалобы в Министерство финансов Камчатского края, в части определения НМЦК.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ С.А. Ковалева
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 марта 2024 г. N 041/06/106-105/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024