Резолютивная часть оглашена 13.03.2024
В полном объеме изготовлено 18.03.2024 Великий Новгород
Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_;
_;
_,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района (175130, Новгородская область, р.п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60; далее - Администрация) - _ (доверенность N _ от _) и _ (доверенность N _ от _);
- подрядчика - Общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (ИНН: 6451423507; 410028, г. Саратов, ул. Вольская, зд. 29, стр. 2, помещ. 1, офис 202, 203, 204; далее - ООО "ЭкоСтрой") - _ (доверенность N _ от _),
рассмотрев сведения, поступившие от муниципального заказчика - Администрации об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта N б/н от 29.12.2022 (далее - Контракт), заключенного с ООО "ЭкоСтрой" на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино" с получением положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по рекультивации объекта и получением положительного заключения государственной экологической экспертизы,
УСТАНОВИЛА:
05.03.2024 в Новгородское УФАС России от муниципального заказчика - Администрации поступили сведения об одностороннем отказе муниципального заказчика от исполнения Контракта, заключенного с ООО "ЭкоСтрой" на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино" с получением положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по рекультивации объекта и получением положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения).
Руководствуясь пунктом 13 Правил ведения, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения муниципальным заказчиком - Администрацией процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с ООО "ЭкоСтрой".
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения Администрации от 19.09.2022 N 333-рг).
В развитие данной нормы было принято Постановление Правительства Новгородской области от 22.03.2022 N 136, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 которого установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при наличии решения Администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа Новгородской области, определяющего единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения Администрации от 19.09.2022 N 333-рг).
В соответствии с распоряжением Администрации от 19.09.2022 N 333-рг ООО "ЭкоСтрой" определено единственным подрядчиком для заключения контракта с Администрацией на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино".
29.12.2022 был заключен Контракт.
Как следует из пункта 1.1 Контракта заказчик (Администрация) поручает, а подрядчик (ООО "ЭкоСтрой") обязуется выполнить работы по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино" с получением положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по рекультивации объекта и получением положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к муниципальному контракту), а заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта. Место выполнения работ: Новгородская область, Парфинский муниципальный район, Федорковское сельское поселение, кадастровый номер 53:13:102306:6.
Готовая документация по вышеназванному объекту должна соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов Российской Федерации, государственным стандартам, а также требованиям, содержащимся в техническом задании. Подрядчик вправе отступить от требований, содержащихся в техническом задании, только с согласия заказчика (пункт 1.2 Контракта).
В силу пункта 1.3 Контракта подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать их в установленном порядке в сроки, установленные разделами 4 и 7 муниципального контракта.
Согласно пункту 2.1 Контракта цена Контракта составляет 4 175 000 рублей 00 копеек (Четыре миллиона сто семьдесят пять тысяч рублей 00 копеек), в том числе НДС 20% 695 833 рубля 33 копейки (шестьсот девяносто пять тысяч восемьсот тридцать три рубля 33 копейки) и включает в себя стоимость необходимых инженерных изысканий (при необходимости), стоимость проведения необходимых обследований, стоимость проведения государственной экспертизы, общественных слушаний, согласований, налогов, сборов и других обязательных платежей, необходимых для выполнения работ, которые Подрядчик должен оплачивать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также иные расходы, которые понесет либо может понести Подрядчик в связи с исполнением контракта, является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Контракта, за исключением случаев, предусмотренных разделом 11 настоящего Контракта.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Контракта сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: с даты заключения Контракта;
- срок окончания выполнения всех работ по Контракту: по 01 августа 2023 года. Возможно досрочное исполнение.
В соответствии с дополнительным соглашением к Контракту от 31.08.2023 сторонами Контракта был установлен новый срок окончания выполнения всех работ по Контракту: по 25 декабря 2023 года. Возможно досрочное исполнение.
Разделом 6 Контракта предусмотрены обязательства и права подрядчика.
В частности, подрядчик обязан:
- выполнить работы в порядке, объеме, срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) (пункт 6.1 Контракта);
- подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме согласно техническому заданию и в сроки, предусмотренные пунктом 4.1 Контракта, и обеспечивает своевременное безвозмездное устранение замечаний, выявленных в процессе согласования и на этапе рекультивации объекта. При выявленных замечаниях подрядчик обязуется в течении 5 (пяти) рабочих дней исправить все замечания и при необходимости доработать проектные решения без удорожания договорной стоимости работ (пункт 6.3 Контракта);
- своевременно предоставлять заказчику всю необходимую информацию о выполнении работ (пункт 6.4 Контракта);
- участвовать в приемке-передаче выполненных работ в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта (пункт 6.5 Контракта);
- устранять в установленные сроки все замечания, предписания заказчика, данные в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом (пункт 6.6 Контракта);
- немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы;
иных, независящих от подрядчика обстоятельствах, угрожающих сохранности или качеству выполняемых работ, либо создающих невозможность завершения работ в срок, установленный Контрактом (пункт 6.7 Контракта);
- выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом (пункт 6.9 Контракта).
Контрактом предусмотрено, что результатом работ являются изменения в проектно-сметную документацию с получением, в частности, положительного заключения государственной экологической экспертизы по рекультивации объекта.
Как следует из представленных Сведений, подрядчиком работы, предусмотренные Контрактом, в установленный срок выполнены не были.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению Арбитражного суда Новгородской области или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
12.02.2024 муниципальный заказчик - Администрация принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 481 Администрации; далее - Решение об одностороннем отказе).
Как следует из данного решения, основанием для его принятия послужило следующее.
Работы по Контракту в срок до 25.12.2023 подрядчиком выполнены не были.
В ходе исполнения Контракта подрядчик игнорировал встречи, совещания, а также письма и претензии заказчика.
06.12.2023 подрядчиком была представлена проектно-сметная документация для проведения заказчиком общественных слушаний, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы.
Общественные слушания были проведены 27.12.2023. Замечания по проведенным слушаниям отсутствовали. Копия протокола проведения общественных слушаний была направлена подрядчику 09.01.2024.
Однако, 30.01.2024 Администрацией получено письмо ООО "ЭкоСтрой" исх. N б/н от 29.01.2024, в котором подрядчик сообщает о невозможности исполнения Контракта по причине изменения с 27.12.2023 законодательства Российской Федерации.
Как следует из вышеуказанного письма подрядчика, исполнение Контракта стало невозможным в связи с принятием 27.12.2023 новых правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 2323 (далее - Правила; Постановление N 2323).
При этом, Контракт был заключен 29.12.2022, срок работ (с учетом дополнительного соглашения) - по 25.12.2023.
В течение установленного срока подрядчиком намеренно, безосновательно затягивались сроки по внесению изменений в проектно-сметную документацию с получением необходимых положительных заключений.
Установленный срок позволял выполнить работы по Контракту по 25.12.2023.
Действия подрядчика привели к неосвоению бюджетных средств, влекут нарушение интересов заказчика, не позволяют обеспечить экологическую безопасность. Кроме того, неисполнение Контракта влечет за собой неисполнение другого контракта, который заключен в целях исполнения решения Старорусского районного суда от 19.09.2023 N 2-1202/2013.
12.03.2024 в Новгородское УФАС России от ООО "ЭкоСтрой" поступили письменные объяснения по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту, суть которых сводится к следующему.
ООО "ЭкоСтрой" в полном соответствии с условиями Контракта разработало и 15.09.2023 направило по электронной почте в адрес Администрации для согласования и проведения общественных слушаний полный комплект изменений в проектно-сметную документацию по объекту.
Однако, 14.11.2023 Администрацией было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.11.2023 ООО "ЭкоСтрой" в адрес Администрации были направлены возражения на принятое Администрацией 14.11.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
06.12.2023 ООО "ЭкоСтрой" повторно направило по электронной почте в адрес Администрации для согласования и проведения общественных слушаний полный комплект изменений в проектно-сметную документацию по объекту (ранее направлялись 15.09.2023).
07.12.2023 Администрацией решение от 14.11.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта было отменено.
09.01.2024 Администрацией в адрес ООО "ЭкоСтрой" был направлен протокол общественных слушаний, которые были проведены 27.12.2023.
В связи с принятием Правил, ООО "ЭкоСтрой" направило в адрес заказчика требование о предоставлении проекта ликвидации накопленного вреда, который необходимо в обязательном порядке предоставить в составе комплекта документов, передаваемых на государственную экологическую экспертизу вместе с изменениями в проектно-сметную документацию по объекту.
Однако, 12.02.2024 заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе. Основанием для принятия данного решения является нарушение срока выполнения работ.
ООО "ЭкоСтрой" считаем односторонний отказ Администрации от исполнения Контракта незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
1. Заказчиком встречное обязательство по проведению общественных слушаний и передачи протокола о проведении общественных слушаний было выполнено лишь 09.01.2024, т.е. спустя 3,5 месяца от даты направления в электронном виде изменений в проектно-сметную документацию.
ООО "ЭкоСтрой" не имело возможности передать разработанные изменения в проектно-сметную документацию по объекту для проведения экологической государственной экспертизы в пределах срока, предусмотренного Контрактом, в связи с отсутствием документа, подтверждающего проведение обязательной процедуры (общественных слушаний), отсутствие которого неизбежно повлекло бы получение отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
Работы не могли быть завершены ООО "ЭкоСтрой" в полном объеме к установленному сроку по обстоятельствам, за которые ООО "ЭкоСтрой" не отвечало.
2. Заказчиком не выполнено встречное обязательство по осуществлению действий, направленных на изменение категории земельного участка (перевод из категории земли лесного фонда в другую категорию).
В соответствии с требованиями действующего законодательства, для передачи изменений в проектно-сметную документацию на государственную экспертизу заказчик должен был изменить категорию земельного участка.
3. Заказчиком не выполнено встречное обязательство по передаче ООО "ЭкоСтрой" проекта ликвидации накопленного вреда.
В соответствии с Правилами, в случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель, в проект ликвидации включается раздел "Рекультивация (консервация) земель", который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
С 27.12.2023 проект рекультивации является не отдельным проектом, а отдельным разделом проекта ликвидации накопленного вреда.
Земельный участок лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенный на территории Парфинского муниципального района в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино (Новгородская область) является объектом накопленного вреда и включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде 27.03.2020 за N 176.
Согласно условиям Контракта, ООО "ЭкоСтрой" обязалось выполнить только работы по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка". Предмет заключенного Контракта (в том числе Техническое задание) не содержит обязательство по выполнению ООО "ЭкоСтрой в рамках Контракта еще и проектных работ по разработке проекта ликвидации накопленного вреда и получение от заказчика оплаты за данный вид работ. Стоимость работ не включает в себя стоимость работ по разработке проекта ликвидации накопленного вреда.
Таким образом, изменения в проектно-сметную документацию по объекту могут быть переданы для проведения государственной экологической экспертизы только в составе проекта ликвидации накопленного вреда, о чем ООО "ЭкоСтрой" уведомило заказчика письмом от 29.01.2024.
ООО "ЭкоСтрой" своевременно и в полном соответствии с условиями Контракта осуществило разработку полного комплекта изменений в проектно-сметную документацию по объекту. Однако, передача и получение заключений экспертиз (экологической, государственной) было невозможно осуществить в срок до 25.12.2023 по вышеуказанным обстоятельствам (не проведение общественных слушаний; не изменение категории земельного участка), за которые ООО "ЭкоСтрой" не отвечает.
Более того, законодателем изменен порядок оформления проектно-сметной документации по объекту накопленного вреда, которым является проектируемый объект.
Также, ООО "ЭкоСтрой" отмечает, что письма заказчика исх. N 3455 от 13.09.2023, исх. N 3668 от 26.09.2023 в адрес ООО "ЭкоСтрой" не поступали.
С учетом вышеизложенного, ООО "ЭкоСтрой" просит принять решение об отказе во включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На рассмотрении Сведений представитель ООО "ЭкоСтрой" устно поддержала вышеуказанные письменные объяснения в полном объеме.
В результате рассмотрения Сведений установлено следующее.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
14.11.2023 Администрацией было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх. N 5224 Администрации) в связи с неисполнением ООО "ЭкоСтрой" условий Контракта.
07.12.2023 вышеуказанное решение Администрацией было отменено по причине предоставления подрядчиком 06.12.2023 проектно-сметной документации с внесенными в нее изменениями.
Вместе с тем, в дальнейшем, 12.02.2024 Администрацией было принято Решение об одностороннем отказе.
12.02.2024 Решение об одностороннем отказе было направлено ООО "ЭкоСтрой" заказной корреспонденцией по адресу, указанному в Контракте.
Согласно данным официального сайта Акционерного общества "Почта России" в сети "Интернет", почтовому уведомлению о вручении почтового отправления, данное решение было получено подрядчиком 19.02.2024.
Следовательно, вышеуказанная дата (19.02.2024), в силу положений части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком Решении об одностороннем отказе.
Поскольку Решение об одностороннем отказе являлось повторным, заказчик уже не мог принять решение о его отмене.
Таким образом, Решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.03.2024, с данной даты Контракт считается расторгнутым.
При решении вопроса о включении Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Сторонами Контракта не оспаривается, что в установленный Контрактом срок (по 25.12.2023), а также за пределами данного срока, работы, предусмотренные Контрактом (внесение изменений в проектно-сметную документацию с получением положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по рекультивации объекта и получением положительного заключения государственной экологической экспертизы), выполнены не были.
13.09.2023 письмом исх. N 173-И/2023 от 13.09.2023 субподрядчик ООО "Экострой" - Общество с ограниченной ответственностью "Проектор" (далее - ООО "Проектор") - проинформировал ООО "ЭкоСтрой" о том, что ООО "Проектор" завершены работы по внесению изменений в проектную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино", а также о направлении в адрес ООО "ЭкоСтрой" результата работ.
15.09.2023 ООО "ЭкоСтрой" посредством электронной почты направило в адрес Администрации данное письмо, а также файл "Откорректированная ПД.rar".
На основании изложенного ООО "ЭкоСтрой" считает, что передало измененную проектно-сметную документацию заказчику именно 15.09.2023, с этой даты заказчик должен был инициировать проведение общественных слушаний. Однако, данные общественные слушания были проведены только 27.12.2023. В связи с этим, подрядчик усматриваем в действиях Администрации затягивание сроков исполнения Контракта, указывает, что именно действия Администрации привели к нарушению срока выполнения работ.
Представители Администрации в ходе рассмотрения Сведений устно пояснили, что 15.09.2023 в адрес Администрации действительно поступило письмо ООО "Проектор" исх. N 173-И/2023 от 13.09.2023 с приложенным файлом "Откорректированная ПД.rar". Вместе с тем, Администрация не смогла однозначно идентифицировать действительного отправителя данных документов и цель их направления в адрес Администрации, поскольку какое-либо сопроводительное письмо к данным документам приложено не было, а непосредственно письмо ООО "Проектор" исх. N 173-И/2023 от 13.09.2023 было адресовано директору ООО "ЭкоСтрой", а не Администрации. О том, что подрядчик данным письмом якобы передает заказчику проектно-сметную документацию с внесенными изменениями и просит назначить общественные слушания, нигде указано не было.
Кроме того, представители Администрации также отметили, что данным письмом проектно-сметная документация была представлена не в полном объеме.
Комиссия Новгородского УФАС России соглашается с данными пояснениями представителей заказчика. Сопроводительного письма к направленным 15.09.2023 документам подрядчиком действительно приложено не было, подрядчик непосредственно в электронном письме не указывал на то, что направляет заказчику результат выполненных работ в рамках Контракта и просит провести общественные слушания.
Также, следует отметить, что после 15.09.2023 Администрация неоднократно направляла в адрес подрядчика официальные письма (исх. N 3761 от 02.10.2023, исх. N 4017 от 17.10.2023), в которых указывала, что заказчиком не получена проектно-сметная документации с внесенными в нее изменениями. Подрядчик в вышеуказанных письменных объяснениях по факту ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту не указывает, что им данные письма не были получены, представитель подрядчика в ходе рассмотрения Сведений также не отрицала факт получения данных писем подрядчиком.
Кроме того, после 15.09.2023 ООО "ЭкоСтрой" не интересовалось судьбой представленных 15.09.2023 документов, не обращалось к заказчику с официальными письмами о назначении общественных слушаний, никакой официальной переписки с заказчиком не вело вплоть до принятия Администрацией 14.11.2023 первоначального решения об одностороннем отказе от исполнения (возражения на данное решение заказчика подрядчиком были направлены 23.11.2023 и являлись первым официальным письмом ООО "ЭкоСтрой" в адрес Администрации после 15.09.2023).
При таких обстоятельствах данный довод ООО "ЭкоСтрой" Комиссия Новгородского УФАС России признает несостоятельным.
Несостоятельным является и утверждение ООО "ЭкоСтрой" о том, что Администрация должна была осуществить действия, направленные на изменение категории земельного участка.
Так, Контрактом данная обязанность заказчика не предусмотрена.
Представители заказчика в ходе рассмотрения Сведений устно пояснили, что данное изменение в рассматриваемом случае не требуется, поскольку не планируется размещение объектов капитального строительства, необходимых для рекультивации полигона твердых коммунальных отходов. В частности, в обоснование данного утверждения заказчик представил письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2023 N АВ-03-27/21719.
Вместе с тем, Комиссия Новгородского УФАС России считает заслуживающим внимания довод ООО "ЭкоСтрой" о том, что исполнение Контракта стало невозможно по причине изменения законодательства Российской Федерации.
Официально ООО "ЭкоСтрой" передало Администрации проектно-сметную документацию с внесенными в нее изменениями 06.12.2023 (письмо исх. N 379 от 06.12.2023 ООО "ЭкоСтрой"). Данное обстоятельство послужило основанием для отмены первоначального решения Администрации об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом, отменяя 07.12.2023 свое первоначальное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Администрация осознавала, что в установленный Контрактом срок (по 25.12.2023) Контракт исполнен не будет (в частности, из-за необходимости проведения государственной экологической экспертизы и срока ее проведения), поскольку еще в первоначальном решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 14.11.2023 Администрация указывала, что "по состоянию на 09.11.2023 срок исполнения Контракта переносится на 2024 год, что является нарушением существенных условий контракта".
Сами общественные слушания были назначены Администрацией на 27.12.2023 (письмо исх. N 5805 от 19.12.2023 Администрации), то есть уже за сроком выполнения работ.
По итогам общественных слушаний было установлено, что проектная документация содержит материалы по оценке воздействия на окружающую среду, уровень воздействия на окружающую среду оценивается как допустимый, а объем предусмотренных мероприятий по охране окружающей среды при реализации проекта - как достаточный.
09.01.2024 копия протокола общественных слушаний была направлена подрядчику.
29.01.2024 в адрес Администрации поступило письмо ООО "ЭкоСтрой" исх. N б/н от 29.01.2024, в котором подрядчик указывал, что в связи с изменением законодательства "проект рекультивации объекта, входящего в состав ГРОНВОС, должен быть частью "Проекта ликвидации", разработанного согласно постановления Правительства N 2323".
28.12.2023 вступили в силу Правила, устанавливающие порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее - накопленный вред), в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда (далее - проект ликвидации), состав проекта ликвидации, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения, указанного в пункте 7 статьи 80.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - заключение). Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 N 542, которым были утверждены правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, Постановлением N 2323 было признано утратившим силу с 27.12.2023.
Пунктом 7 Правил предусмотрены разделы, которые должен содержать проект ликвидации.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель, в проект ликвидации включается раздел "Рекультивация (консервация) земель", который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".
При этом, Контрактом разработка иных разделов проекта ликвидации не предусмотрена.
Представители сторон в ходе рассмотрения Сведений не оспаривали тот факт, что после вступления в силу Правил прохождение государственной экологической экспертизы проектной документации, разработанной ООО "ЭкоСтрой" в рамках Контракта, фактически стало невозможным.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1 статьи 451 ГК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил ведения орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следует отметить, что в качестве оснований для расторжения Контракта в Решении об одностороннем отказе указано нарушение ООО "ЭкоСтрой" срока выполнения работ. О том, что разработанные подрядчиком изменения в проектную документацию являются ненадлежащими, в Решении об одностороннем отказе не указано.
При этом, в рассматриваемом случае невозможность исполнения Контракта вызвана изменением законодательства. Подрядчиком требуемые изменения в проектно-сметную документацию были подготовлены, однако, прохождение государственной экологической экспертизы в связи с изменением законодательства стало невозможным.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Изучив представленные Сведения, Комиссия Новгородского УФАС России, с учетом вышеизложенного, не усматривает в действиях ООО "ЭкоСтрой" недобросовестного поведения. Невозможность исполнения Контракта в полном объеме вызвана не действиями подрядчика, а вышеуказанными обстоятельствами.
При таких обстоятельствах основания для включения Сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
При проведении внеплановой проверки соблюдения процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта нарушений требований законодательства о контрактной системе в действиях муниципального заказчика - Администрации не установлено.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком - Администрацией Парфинского муниципального района (175130, Новгородская область, р.п. Парфино, ул. Карла Маркса, д. 60) по факту одностороннего отказа муниципального заказчика от исполнения муниципального контракта N б/н от 29.12.2022, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" (ИНН: 6451423507; 410028, г. Саратов, ул. Вольская, зд. 29, стр. 2, помещ. 1, офис 202, 203, 204) на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Рекультивация земельного участка лесного фонда площадью 3,5 га с кадастровым номером 53:13:102306:0003, расположенного на территории Парфинского муниципального района Новгородской области в квартале 23 выдела 22 Парфинского участкового лесничества на расстоянии 3 км от черты п. Парфино" с получением положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ по рекультивации объекта и получением положительного заключения государственной экологической экспертизы, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения внеплановой проверки факта одностороннего отказа муниципального заказчика - Администрации Парфинского муниципального района от исполнения муниципального контракта N б/н от 29.12.2022, не установлено.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 марта 2024 г. N 053/10/104-125/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024