Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
__.. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
__. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
__.. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" - __. (доверенность N 102 от 12.03.2024);
в отсутствии представителей:
уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", который надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, заявил ходатайство о рассмотрении без участия;
участника закупки (податель жалобы) - Общество с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" (171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 61а; далее - ООО "ГОСТОРГ") на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 11; далее - ГОБУЗ "НКСЦФП") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фруктов и макаронных изделий для нужд ГОБУЗ "НКСЦФП", извещение N 0850200000424000215 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 20.02.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
07.03.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ГОСТОРГ" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" при осуществлении им совместно с заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦФП" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фруктов и макаронных изделий для нужд ГОБУЗ "НКСЦФП", извещение N 0850200000424000215 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.02.2024 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
ООО "ГОСТОРГ" была подана заявка на участие в вышеуказанном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0850200000424000215 от 04.03.2024 (далее - Протокол) заявка ООО "ГОСТОРГ" была отклонена по следующему основанию:
"На основании пункта 8 части 12 статьи 48, в нарушении подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подпункт 2.2 пункта 2 Приложения N3 к извещению о проведении электронного аукциона.
Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Участник закупки представил недостоверную информацию о стране происхождения товара, а именно по позиции "Бананы" указал страну происхождения товара - Российская Федерация, что является не возможным в связи с тем, что бананы являются тропическими фруктами, требующими тепла, влажности, света и питания, которые недоступны для выращивания в промышленном масштабе на территории Российской Федерации".
ООО "ГОСТОРГ" не согласно с данным решением аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ".
Заказчик не подтвердил предоставление недостоверных сведений о стране происхождения бананов.
В подтверждение страны происхождения бананов (Российская Федерация) ООО "ГОСТОРГ" прилагает к Жалобе три декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, из которых следует, что товар - бананы - имеют страну происхождения Российская Федерация.
Также, ранее ООО "ГОСТОРГ" участвовало в иных закупках на поставку продуктов питания, где указывало страну происхождения бананов Российская Федерация. При этом, заявки ООО "ГОСТОРГ" были признаны соответствующими требованиям извещении о проведении таких закупок.
С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит признать Жалобу обоснованной.
Согласно письменным возражениям заказчика (вх. N 1886-ЭП/24 от 13.03.2024 Новгородского УФАС России), с доводами Жалобы он не согласен по следующим основаниям.
Бананы являются тропическими фруктами, требующими тепла, влажности, света и питания, которые недоступны для выращивания в промышленном масштабе на территории Российской Федерации, находящейся в зоне умеренного климата. Требуемое к поставке количество бананов - 500 кг.
Документов, подтверждающих страну происхождения бананов, в заявке ООО "ГОСТОРГ" не содержалось.
В официальных источниках указано, что на территории нашей страны бананы не выращиваются. Эта растительная продукция не может выращиваться в условиях нашей страны и завозится из различных регионов мира с тропическим климатом.
При описании товара (бананы) заказчиком использовался каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - КТРУ) (позиция 01.22.12.000-00000003 КТРУ). Данная позиция КТРУ указывает, что бананы должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51603-2000, который распространяется на бананы импортируемые, предназначенные после дозревания для реализации в свежем виде.
Также заказчик приводит ссылки на практику территориальных органов ФАС России и судебную.
С учетом вышеизложенного, заказчик - ГОБУЗ "НКСЦФП" считает Жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" направило в адрес Новгородского УФАС России письмо (вх. N 1857-ЭП/24 от 12.03.2024), согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 30.12.2013 N 548 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области", утвержден Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области.
ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) только в части установления сроков и места подачи заявок, сроков окончания рассмотрения заявок и проведения электронного аукциона, порядка предоставления разъяснений положений документации.
На участие в рассматриваемом аукционе поступило 3 заявки от участников закупки.
Заявка ООО "ГОСТОРГ" была отклонена по следующей причине: "На основании пункта 8 части 12 статьи 48, в нарушении подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участник закупки представил недостоверную информацию о стране происхождения товара по позиции "Бананы" Российская Федерация, что является невозможным, в связи с тем, что бананы являются тропическими фруктами, требующими тепла, влажности, света и питания, которые недоступны для выращивания в промышленном масштабе на территории Российской Федерации.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Новгородского УФАС России проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В феврале-марте 2024 года заказчиком - ГОБУЗ "НКСЦФП" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фруктов и макаронных изделий для нужд ГОБУЗ "НКСЦФП", извещение N 0850200000424000215 о проведении которого было размещено на официальном сайте 20.02.2024, (начальная (максимальная) цена контракта - 685 600,00 рублей).
В соответствии с часть 1 статьи 42 Закона о контрактной при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено главным врачом ГОБУЗ "НКСЦФП" __. 20.02.2024.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В пункте 3.1 Извещения определен следующий объект рассматриваемой закупки - поставка фруктов и макаронных изделий для нужд ГОБУЗ "НКСЦФП".
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ (далее - Правила формирования КТРУ), а также Правила использования КТРУ (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержатся в Приложении N 3 к Извещению (далее - Приложение N 3).
В данном случае структурированное извещение о проведении электронного аукциона, сформированное средствами официального сайта (далее - Структурированное Извещение), содержит описание объекта закупки (требования к характеристикам товара согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе) и инструкцию по заполнению заявки.
В частности, в соответствии со Структурированным Извещением к поставке требуется следующий товар: "Бананы".
Согласно пункту 2.2 Приложения N 3 предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
В силу пункта 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Таким образом, участникам рассматриваемой закупки необходимо было при подаче структурированной заявки, формируемой с использованием электронной площадки, указывать информацию о характеристиках поставляемого товара, а также стране его происхождения.
В структурированной заявке подателя Жалобы указана следующая страна происхождения бананов: Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" N 215-З от 20.02.2024.
Из пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Как следует из Протокола, аукционная комиссия - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" посчитала указанную ООО "ГОСТОРГ" страну происхождения бананов (Российская Федерация) недостоверной, в связи с чем, отклонила его заявку.
Изучив материалы Жалобы, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил формирования в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается, в том числе, следующая информация: информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (при наличии), документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (при наличии).
В Структурированном Извещении в отношении товара "Бананы" указано, что заказчиком при описании использовалась позиция КТРУ 01.22.12.000-00000003.
В соответствии со справочной информацией позиции КТРУ 01.22.12.000-00000003 указана, в частности, следующая информация о технических регламентах и стандартах: ГОСТ Р 51603-2000.
В соответствии с ГОСТ Р 51603-2000 настоящий стандарт распространяется на свежие бананы рода Musa, группы AAA (перечень основных помологических сортов - по Приложению В), импортируемые (далее - бананы), предназначенные после дозаривания для реализации в свежем виде.
Таким образом, ссылка в справочной информации в позиции КТРУ 01.22.12.000-00000003 на ГОСТ Р 51603-2000 предполагает, что поставляемый товар (бананы) будет иностранного происхождения, в рассматриваемом случае указанная позиция КТРУ прямо указывает на это.
Кроме того, в настоящее время сложилась обширная судебная практика, в соответствии с которой судами установлено, что бананы не производятся в Российской Федерации: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.10.2023 по делу N А60-65346/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2022 по делу N А53-9942/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 по делу N А63-3615/2021; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2023 по делу N А51-1458/2023; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А55-6997/2021.
ООО "ГОСТОРГ" представлены три декларации о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза. В данных декларациях указано следующее происхождение продукции (бананов) - Россия.
Однако, Комиссия Новгородского УФАС России не считает информацию, содержащуюся в данных декларациях, достоверной.
Сам по себе факт того, что бананы, пригодные в пищу, в промышленных масштабах в связи с природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации не произрастают и не производятся, является общеизвестным.
При этом, у указанных в данных декларациях хозяйствующих субъектов (один из которых является индивидуальным предпринимателем) отсутствует такой вид экономической деятельности по ОКВЭД как 01.22 "Выращивание тропических и субтропических культур".
Следовательно, заявка ООО "ГОСТОРГ" была правомерно отклонена аукционной комиссией ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ".
Таким образом, Жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГОБУЗ "НКСЦФП", уполномоченного учреждения - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" и его аукционной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
Руководствуясь статьями 23, 33, 42, 43, 48, 49, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТОРГ" (171166, Тверская обл., г. Вышний Волочек, ул. Мира, д. 61а) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородский клинический специализированный центр фтизиопульмонологии" (173020, Великий Новгород, ул. Парковая, д. 11) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фруктов и макаронных изделий для нужд ГОБУЗ "НКСЦФП", извещение N 0850200000424000215 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 20.02.2024, необоснованной.
Председатель Комиссии _____.
Члены Комиссии _____.
_____.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 марта 2024 г. N 053/06/48-131/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024