Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_..
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" - _..
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Медико-производственная Компания "Елец" и уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медико-производственная Компания "Елец" (399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, зд. 27; далее - ООО "МПК "ЕЛЕЦ") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д.1; далее - ГОБУЗ "ОДКБ") при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: шприцы, извещение N 0850200000424000248 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 28.02.2024, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
06.03.2024 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "МПК "ЕЛЕЦ" на действия заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: шприцы, извещение N 0850200000424000248 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.02.2024 (вх. N 1732-ЭП/24 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению ООО "МПК "ЕЛЕЦ", установленное заказчиком по позиции "Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004565" Приложения N 1 к извещению о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Приложение N 1; Извещение) требование "Совместимость с оборудованием - совместим с шприцевыми насосами марки "Перфузор", приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и не позволяет при поставке по иным позициям Приложения N 1 медицинских изделий отечественных производителей применить положения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Податель Жалобы считает недопустимым объединение шприцев с совместимостью с шприцевыми насосами марки "Перфузор" и иных шприцев в один объект закупки.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленным ГОБУЗ "ОДКБ" возражениям на Жалобу (вх. N 1885-ЭП/24 от 13.03.2024 Новгородского УФАС России) шприцы совместимые со шприцевыми насосами марки "Перфузор" поставляются различными производителями, в том числе российскими, что подтверждается данными реестра контрактов официального сайта.
При этом сам податель Жалобы заключал контракты на поставку таких шприцев со страной происхождения - Россия.
Так, российским производителем совместимых с шприцевыми насосами марки "Перфузор" шприцев является ООО "МИМ".
Постановление N 102 при проведении данной закупки заказчиком применено правомерно, формирование объекта закупки заказчиком проведено без нарушений, закупается взаимосвязанная медицинская продукция одного назначения (шприцы).
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В феврале - марте 2024 года заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" проводится закупка путем электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: шприцы (максимальное значение цены контракта - 999 900,00 руб.).
Извещение было утверждено _.. и размещено на официальном сайте 28.02.2024.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По позиции "Шприц общего назначения КТРУ 32.50.13.110-00004565" Приложения N 1 заказчиком установлено требование "Совместимость с оборудованием - совместим с шприцевыми насосами марки "Перфузор".
В качестве обоснования использования данной дополнительной характеристики заказчиком в Приложении N 1.1 к Извещению указано "Совместимость с оборудованием, имеющимся у Заказчика".
Таким образом, указание на товарный знак и обоснование использования не предусмотренной КТРУ характеристики товара осуществлены заказчиком правомерно с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и Правил использования КТРУ.
При этом доказательств того, что шприцы совместимые со шприцевыми насосами марки "Перфузор" не производятся иными производителями, кроме производителя таких насосов (В. Вraun Melsungen, Германия), материалы Жалобы не содержат.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий в случае их дефектуры или риска возникновения дефектуры в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552, возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием. При этом совместное применение медицинского изделия с расходным материалом осуществляется с учетом особенностей, установленных в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на расходный материал.
Таким образом, отечественные производители шприцев имеет все правовые возможности для производства и подтверждения совместимости своей продукции с шприцевыми насосами иностранного производства.
Также согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в рамках Постановления N 102 при проведении рассматриваемой закупки заказчиком также установлены правомерно, т.к. в предусмотренный данным постановлением перечень включена позиция "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них", соответствующая объекту рассматриваемой закупки.
Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его аукционной комиссии в результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 23, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медико-производственная Компания "Елец" (399774, Липецкая область, г. Елец, пер. Кирпичный, зд. 27) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д.1) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: шприцы, извещение N 0850200000424000248 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 28.02.2024, необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 марта 2024 г. N 053/06/33-129/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024