Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Кузнецова Вячеслава Валерьевича (адрес: 422464, Республика Татарстан (Татарстан), 2 Село-Убейское, Кирово, 8; ИНН 161700989600), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подписке на журнала "Пенсия" (номер извещения: 0257100000122000089),
УСТАНОВИЛА:
13 марта 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Кузнецова Вячеслава Валерьевича (адрес: 422464, Республика Татарстан (Татарстан), 2 Село-Убейское, Кирово, 8; ИНН 161700989600), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подписке на журнала "Пенсия" (номер извещения: 0257100000122000089).
Рассмотрение сведений состоялось 20.03.2023 в 19.00, с учетом перерыва, объявленного 19.03.2024 в 11.30, в связи с необходимостью получения дополнительных документов.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0257100000122000089 о проведении электронного аукциона - 23.11.2022 15:57.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 176 829,12 рублей.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЭА1на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем признана заявка N 113147572, с предложением о цене контракта 140 272,55 рублей.
5) 20.12.2022 Заказчиком заключен контракт N 1-86 на оказание услуг по подписке на журнал "Пенсия" с Индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Вячеславом Валерьевичем, с ценой контракта 172 642,56 рубля (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по подписке на журнал "Пенсия", именуемые в дальнейшем "работы (услуги)", в соответствии с условиями настоящего Контракта, Описанием объекта закупки (Техническими требованиями) (Приложение N 1) со всеми приложениями, Калькуляцией (Приложение N 2), прилагаемыми к Контракту и являющимися его неотъемлемой частью, и сдать результаты выполненных работ (оказанных услуг) Заказчику.
Согласно пункту 3.1. контракта Заказчик осуществляет оплату по Контракту путем перечисления авансового платежа в размере 100 (сто) процентов от цены Контракта. Оплата аванса осуществляется Заказчиком в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения от Исполнителя соответствующего счета.
Представитель ИП просил Комиссию учесть, что контракт был заключен 20.12.2022 г., в эту же дату выставлен счёт N 1 от 20.12.2020 г. Однако Заказчик свои обязательства по выплате аванса не исполнил в сроки, предусмотренные контрактом. ИП Кузнецов В.В. повторно выставил счёт N 2 от 20.01.2023 г., и только после выставления в третий раз счёта от 23.01.2023 г. Заказчик исполнил свои обязательства по оплате аванса 31.01.2023.
Представитель Заказчика в свою очередь пояснил, что в целях соблюдения Федерального закона от 05 декабря 2022 г. N467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", а также в соответствии с п.1.4 контракта оплата осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2023 год. В связи с чем, оплатить счет в декабре 2022 года лимитами 202З года не представляется возможным. Кроме того, в представленных Исполнителем на оплату содержаться ошибки в части указания Заказчика и наименования платежа. О необходимости откорректировать счет на электронную почту Исполнителя направлялись сообщения. Исправленный счет был оплачен в срок, предусмотренный контрактом.
Пунктом 4.1. контракта предусмотрено, что срок(и) выполнения работ (оказания услуг), с момента заключения государственного контракта (но не ранее 01.01.2023 года) по 31.12.2023 года.
График осуществления доставки периодических изданий Исполнителем (в зависимости от периодичности издания), ежемесячные издания - доставка не позднее 3 (трех) дней после выхода из печати.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения просили учесть, что ни одной поставки журналов в срок предусмотренный контрактом осуществлено не было.
Согласно пункта 4.2. контракта место(а) выполнения работ (оказания услуг): в соответствии с Описанием объекта закупки (Техническими требованиями) (Приложение N 1).
Согласно сведениям, из ЕИС исполнено обязательство на 75%.
26.02.2024 Заказчик с использование Единой информационной системы принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.03.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 12.12. контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение Контракта допускается в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 12.14. контракта, при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.02.2024 Заказчик с использование Единой информационной системы принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.03.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС..
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно сведений из ЕИС "реестр контрактов" у ИП Кузнецова В.В. в рамках Закона о контрактной системе заключено 2 контракта, из них 1 на исполнении, второй рассматриваемый случай.
Комиссия при принятии решения учитывает, что в Управления сведения в отношении ИП Кузнецова В.В. поступили впервые, объем исполненных обязательств составил 75 %.
Разделом 9 контракта предусмотрена ответственность Общества за неисполнения обязательств в виде штрафа и неустойки, которую Заказчик имеет возможность взыскать.
Заказчиком начислена неустойка, в размере 10 000 рублей.
Комиссия учитывая объем исполненных обязательств по контракту и при изложенных обстоятельствах считает, что оснований для включения сведений об ИП Кузнецове В.В., в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Псковской области в отношении Индивидуального предпринимателя Кузнецова Вячеслава Валерьевича (адрес: 422464, Республика Татарстан (Татарстан), 2 Село-Убейское, Кирово, 8; ИНН 161700989600), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг по подписке на журнала "Пенсия" (номер извещения: 0257100000122000089), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 марта 2024 г. N РНП 060/06/95-85/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024