Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио заместителя руководителя;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя - ООО ЧОП "Талисман" (далее - Заявитель) на положения извещения электронного аукциона на оказание услуг охраны (номер извещения в ЕИС - 0313100006924000024, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей ООО ЧОП "Талисман": <_> (доверенность от 20.12.2023 N12), <_> (доверенность от 13.03.2024 N03/24),
представителя заказчика - ФГБОУ ВО "ГИПУ им. В.Г. Короленко" <_> (доверенность от 14.03.2024 N20),
УСТАНОВИЛА:
11.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба ООО ЧОП "Талисман" на положения извещения Аукциона. Жалоба зарегистрирована в Управлении 13.03.2024 вх. N1853/24.
Согласно жалобе, Заказчиком неверно определены лицензионные требования к исполнителю, предусмотренные Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности). Заявитель также указывает, что Заказчиком неверно определена НМЦК контракта.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что положения закупочной документации соответствуют нормам действующего законодательства.
06.03.2024 Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 11 701 910,00 рублей.
14.03.2024 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 NИЭА1 поступила одна заявка, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признано ООО Охранная организация "ФРАТРИЯ".
1. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, закупочную документацию, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, считает довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком неверно определены лицензионные требования к исполнителю, необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 Раздела "Преимущества, требования к участникам" извещения о проведении Аукциона, к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности или лицензии на осуществление частной охранной деятельности по видам услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" на объекты Заказчика распространяются требования к антитеррористической защищенности.
В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании) лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 3 - 6 и 8 Положения о лицензировании.
В силу пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 Положения о лицензировании, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы.
Согласно пп. "д" п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 3 Положения о лицензировании, является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности в число обязательных лицензионных требований к охранной организации входит, в том числе, требование о наличии у работников лицензиата дежурного подразделения, т.е. мобильной группы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное Заказчиком в извещении лицензионное требование установлено правомерно.
2. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу Заявителя, закупочную документацию, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком неверно определена НМЦК контракта, оставляет без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 ст. 99 Закона) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Удмуртское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля.
На основании изложенного, Комиссии Удмуртского УФАС России не представляется возможным дать правовую оценку доводу Заявителя об обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контракта.
С учетом изложенного, жалоба является необоснованной.
3. Комиссия также отмечает, что в Управление 14.03.2024 ООО ЧОП "Талисман" было направлено дополнение к жалобе - доводы относительно нарушений при указании кода позиции КТРУ, противоречивой информации в техническом задании и проекте контракта, а также относительно необоснованных требований к участникам закупки.
В силу требований ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные ч. 3 ст. 105 Закона, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе информации о жалобе.
Дополнения к жалобе направлены в адрес Управления посредством электронной почты, то есть с нарушением требований, установленных ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем, не могут быть приняты к рассмотрению.
4. В ходе проведения внеплановой проверки в отношении субъекта контроля Комиссией установлено следующее.
4.1.В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2.1.6 проекта контракта Исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте до начала оказания охранных услуг.
В соответствии с п. 6.12 технического задания Исполнитель направляет инструкцию частного охранника Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с начала оказания услуг.
Таким образом, положения проекта контракта и технического задания противоречат друг другу, вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно сроков согласования должностной инструкции частного охранника.
4.2. Кроме того, в соответствии с п. 5.2. проекта контракта Исполнитель обязан по письменному требованию Заказчика в течение трех рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов, а именно:
- удостоверения частного охранника;
- личную карточку по форме, утвержденной Законом об охранной деятельности;
- документа о периодической проверке знаний и о присвоении квалификации 4-6 -го разряда;
- справки об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
- свидетельства о прохождении ежегодного квалификационного экзамена.
В силу абз. 1 ст. 11.1. Закона о частной детективной и охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
В соответствии с абз. 2 ст. 11.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).
Согласно п. 44.5. Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника в рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, сотрудником в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления формируются и направляются в электронной форме в МВД России запросы о предоставлении в отношении заявителя сведений о наличии судимости за совершение умышленного преступления.
Таким образом, само наличие у сотрудника охранной организации удостоверения частного охранника предполагает отсутствие у него судимости и (или) факта уголовного преследования. И не может проверяться заказчиком дополнительно, поскольку данной проверкой заказчик подменяет функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
С целью устранения выявленных нарушений, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в направляемый победителю Аукциона проект контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частями 1, 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОП "Талисман" (далее - Заявитель) на положения извещения электронного аукциона на оказание услуг охраны (номер извещения в ЕИС - 0313100006924000024) необоснованной.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВО "ГИПУ им. В.Г. Короленко" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ФГБОУ ВО "ГИПУ им. В.Г. Короленко" предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в направленный победителю Аукциона проект контракта.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 марта 2024 г. N 018/06/106-189/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024