Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N1" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 02 февраля 2024 г.);
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - "_" (доверенность от 07 апреля 2023 г.), члена комиссии по осуществлению закупок "_";
При участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "ЭкстремФарм" (далее - ООО "ЭкстремФарм", Заявитель) - "_" (доверенность от 03 октября 2022 г.), "_" (доверенность N12 от 04 декабря 2023 г.),
рассмотрев жалобу Заявителя посредством видео-конференц связи на положения извещения о проведении электронного аукциона на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Эноксапарин натрия, извещение N 0134200000124000822 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 06 марта 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, комиссией Уполномоченного органа допущены нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в электронном аукционе.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 15 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 15.02.2024 N0134200000124000822" (далее - Извещение).
Датой окончания срока подачи заявок является 29 февраля 2024 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 928 802 руб. 50 коп.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2024 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, 2 заявки отклонены, в том числе заявка Заявителя.
Заявка N 116004118 (Заявитель) отклонена по следующим основаниям: "В соответствии с п.п. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ и "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки, заявка на участие в закупке, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закон N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с извещением о осуществлении закупки в части описания объекта закупки установлены следующие показатели:
N п/п |
МНН |
Описание объекта закупки |
Ед изм |
Кол-во |
2 |
Эноксапарин натрия |
Раствор для инъекций 10000 анти-Ха ЕД/мл, 0,9 мл.** |
мл |
450 |
Требуемая фасовка лекарственных препаратов:
- позиция N 2 - объемом 0,9 мл
*Обоснование требуемой к поставке фасовки предназначен для однократного введения и обусловлено потребностью ЛПУ применять индивидуальные дозы без потери препарата для всех групп пациентов.
Участник с идентификационным номером 116004118 в своей заявке на участие в закупке предлагает следующие характеристики:
N п/п |
Торговое наименование |
МНН |
Конкретные показатели |
Единица измерения товара |
Кол в ед измерения |
Кол-во потреб уп |
2 |
Квадрапарин-СОЛОфарм |
Эноксапарин натрия |
раствор для инъекций, 10000 анти-Ха МЕ/мл, 0.4 мл - ампула (10) - пачка картонная |
мл |
200 |
50 |
Квадрапарин-СОЛОфарм |
Эноксапарин натрия |
раствор для инъекций, 10000 анти-Ха МЕ/мл, 0.5 мл - ампула (10) - пачка картонная |
мл |
250 |
50 |
Таким образом, объем лекарственного препарата указанного в заявке участника не соответствует объему лекарственного препарата, установленного в извещении об осуществлении закупки.
На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ отклонить заявку с идентификационным номером 116004118.".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к выводу об обоснованности жалобы на основании следующего.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 Федерального закона N44-ФЗ вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380).
В силу подпункта "в" пункта 5 Постановления N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Согласно пункту 6 Постановления N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктом "в" - "и" пункта 5 Постановления N 1380, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом описание объекта закупки должно содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В электронном документе "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)", являющегося неотъемлемой частью Извещения, по позиции 1 установлено
N п/п |
МНН |
Код по ОКПД2 |
Код позиции КТРУ |
Описание объекта закупки |
Единица измерения |
Кол-во |
1 |
Эноксапарин натрия |
21.20.10.131 |
21.20.10.131-000011-1-00117-0000000000000 |
Раствор для инъекций 10000 анти-Ха ЕД/мл, 0,4 мл* |
мл |
12 800 |
*Обоснование требуемой к поставке фасовки предназначен для однократного введения и обусловлено потребностью ЛПУ применять индивидуальные дозы без потери препарата для всех групп пациентов.
При этом, по позиции 2
N п/п |
МНН |
Код по ОКПД2 |
Код позиции КТРУ |
Описание объекта закупки |
Единица измерения |
Кол-во |
2 |
Эноксапарин натрия |
21.20.10.131 |
21.20.10.131-000011-1-00117-0000000000000 |
Раствор для инъекций 10000 анти-Ха ЕД/мл, 0,9 мл.** |
мл |
450 |
Обоснование требуемой к поставке фасовки отсутствует.
Кроме того, в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом N44-ФЗ, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Положения статьи 6 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из толкования пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников закупки, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в электронном аукционе.
В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Установлено, что в прикрепленном к Извещению электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено "В случае указания в описании объекта закупки значения показателей выделены курсивом или обозначены символом "*", то значения показателей конкретизации не подлежат, указываются в неизменном виде.", при этом инструкция не содержит в себе значение символа "**".
В связи с чем, согласно пояснениям представителей Заявителя, им была подана заявка с предложением о поставке препарата с объемами наполнения 0,4 мл. и 0,5 мл. по позиции 2.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2024 NИЭА1 на участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, 2 заявки отклонены, в том числе заявка Заявителя.
Проанализировав позиции Технического задания, инструкции по заполнению заявки, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения части 5 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно доводу жалобы Заявителя, комиссией Уполномоченного органа допущены нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя на участие в электронном аукционе.
. Подпунктами "а", "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Как было указано выше, в электронном документе "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)", являющегося неотъемлемой частью Извещения, по позиции 1 установлено обоснование требуемой к поставке фасовки, при этом, по позиции 2 обоснование требуемой к поставке фасовки отсутствует, а инструкция не содержит в себе значение символа "**".
В связи с чем, Заявителем подана заявка с предложением о поставке препарата с объемами наполнения 0,4 мл. и 0,5 мл. по позиции 2.
Исходя из норм Федерального закона N 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в закупке должна проверить заявки на формальное соответствие требованиям извещения о проведении закупки, при этом комиссия не вправе толковать заявки участников по своему усмотрению. В случае несоответствия информации, указанной в заявке участника закупки требованиям извещения о проведении закупки, такая заявка подлежит отклонению.
Предложенный в составе заявки Заявителя товар по позиции 2, соответствует требованиям технического задания, поскольку совокупный объем предлагаемого Заявителем товара составляет 0.9 мл, с сохранением дозировки лекарственного препарата.
N п/п |
Торговое наименование |
МНН |
Конкретные показатели |
Единица измерения товара |
Кол в ед измерения |
Кол-во потреб уп |
2 |
Квадрапарин-СОЛОфарм |
Эноксапарин натрия |
раствор для инъекций, 10000 анти-Ха МЕ/мл, 0.4 мл - ампула (10) - пачка картонная |
мл |
200 |
50 |
Квадрапарин-СОЛОфарм |
Эноксапарин натрия |
раствор для инъекций, 10000 анти-Ха МЕ/мл, 0.5 мл - ампула (10) - пачка картонная |
мл |
250 |
50 |
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России считает, что с учетом имеющихся в распоряжении комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа технического задания, а также инструкции по заполнению заявок, правовых оснований для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения не имелось, поскольку формально заявка Заявителя соответствует требованиям Извещения о проведении закупки.
В связи с изложенным, действия комиссии Уполномоченного органа нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N44-ФЗ.
Довод жалобы признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкстремФарм" обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим часть 5 статьи 33, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ; Комиссию нарушившей п.п. "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений путем отмены протоколов работы комиссии, внесения изменений в Извещение об осуществлении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024