Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 19 марта 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью ТД "Профобразование" (далее - ООО ТД "Профобразование", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку цифрового оборудования (цифровая лаборатория) (извещение N 0169300012324000048) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального общеобразовательного учреждения "Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик): Храмцовой О.Н., действующей на основании доверенности б/н от 13.03.2024;
- членов комиссии по осуществлению закупок Администрации Карталинского муниципального района (уполномоченный орган) начальника отдела по муниципальным закупкам Карталинского муниципального района Бамбала Е.Н, главного специалиста отдела по муниципальным закупкам Карталинского муниципального района Якушиной И.Г., действующих на основании распоряжения N 378-р от 01.06.2023;
- представителя ООО ТД "Профобразование" Шлычковой А.И., действующей на основании доверенности N 485 от 19.01.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.03.2024 поступила жалоба ООО ТД "Профобразование" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку цифрового оборудования (цифровая лаборатория) (извещение N 0169300012324000048) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.02.2024 в 11:51.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 922 680,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.03.2024 08:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300012324000048 от 05.03.2024 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 482028 с предложением о цене контракта 456 726,60 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно осуществил допуск всех участников без проверки требований согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), поскольку в составе заявки N 149 были приложены реестровые номера и документ на товар (N 5613\18\2023 от 22.01.2024; N 5613\12\2023 от 22.01.2024; N 5613\7\2023 от 22.01.2024), при этом, участник/участники, не имеющие или не предоставившие реестровые номера, должны быть отклонены.
Кроме того, заказчиком в проекте контракта, направленном победителю электронного аукциона, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не указаны реестровые номера из единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы согласились в части отсутствия в направленном проекте контракта реестровых номеров, представленных победителем электронного аукциона. В отношении признания заявок участников закупки соответствующими извещению об аукционе пояснили, что "все предоставленные участниками номера реестровых записей находились в соответствующем реестре", считают жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать, предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, следующую информацию:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 5 частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска), такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр) утвержден Постановлением N 878.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции и перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В соответствии с пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки и которая одновременно:
- содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
- не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом пункта 3(1) Постановления N 878.
При отсутствии заявки, соответствующей указанным требованиям, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 Постановления N 878.
При этом, пунктом 3(2) Постановления N 878 установлено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 предусмотрено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В ГИСП (https://gisp.gov.ru/gisplk/) во вкладке "все сервисы ГИСП", содержится раздел "российская продукция", в которой размещены два единых реестра российской радиоэлектронной продукции:
- единый реестр радиоэлектронной продукции за исключением продукции, размещаемой с помощью сервиса реализации ПП РФ от 17.07.2015 N 719 с февраля 2023 г. (в рамках работы ПП РФ от 10.07.2019 N 878) (далее - реестр N 1);
- единый реестр радиоэлектронной продукции (сервис реализации ПП РФ N 719), размещаемой с помощью сервиса реализации ПП РФ от 17.07.2015 N 719 с февраля 2023 г. (в рамках ПП РФ от 10.07.2019 N 878) (далее - реестр N 2).
При этом, согласно сведениям, размещенным на сайте Минпромторга РФ, оба реестра действующие и оба поименованы как единые реестры радиоэлектронной продукции, которые содержат сведения о продукции, размещенной до февраля 2023 года в реестре N 1 и после февраля 2023 - в реестре N 2.
При этом реестр российской промышленной продукции (https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/) является самостоятельным информационным ресурсом, сведения, размещенные в котором, не тождественны сведениям, размещенным в реестрах радиоэлектронной продукции.
С учетом изложенного комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок должна осуществлять проверку сведений о нахождении продукции в реестрах, указанных в Постановлении N 878.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что заказчиком приобретается товар - цифровая лаборатория для школьников, код позиции КТРУ 26.20.40.190-00000009, входящий в код ОКПД2 26.20.4, включенный в Перечень. Установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878.
В соответствии с протоколом подведения итогов N N 0369300189424000002 от 28.02.2024 все заявки признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и законодательству о контрактной системе.
При этом, в заявке участника с идентификационным номером 482899 (Заявитель) представлены выписки из реестра, содержащие регистрационные номера 5613\18\2023, 5613\12\2023, 5613\7\2023; в заявке с идентификационным номером 480939 (ООО "Арго") представлены номера реестровых записей из реестра 6701\1\2023, 6701\2\2023, 6701\3\2023.
Участниками с идентификационными номерами заявок 482028, 476999, 483297 представлены сведения о регистрационных номерах, которые отсутствуют Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Следовательно, в соответствии с Постановлением N 878, все заявки с предложением о поставке радиоэлектронной продукции, сведения о которой не содержатся в реестре, подлежат отклонению, и решение комиссии по осуществлению закупок о признании этих заявок, включая заявку победителя закупки, соответствующими законодательству о контрактной системе, является нарушением части 3 статьи 14, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
При этом, Комиссия отмечает, что ни положениями статьи 51 Закона о контрактной системе, ни положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 не предусмотрено включение в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона номеров реестровых записей из реестра.
В связи с чем, доводы заявителя, заказчика, уполномоченного органа в указанной части являются несостоятельными.
При проведении внеплановой проверки в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
2. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункта 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке файл "Требование к содержанию и прочее товар 24" не устанавливает необходимость предоставления участниками закупки в составе заявки "Информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ" в качестве документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого товара.
3. Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования N 145).
В силу пункта 4 Правил использования N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка продукции приобретается товар - цифровая лаборатория для школьников, код позиции КТРУ 26.20.40.190-00000009, входящий в код ОКПД2 26.20.4, включенный в Перечень. Установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878.
Описанием объекта закупки предусмотрены характеристики, содержащиеся в описании товара в соответствии с кодом позиции КТРУ 26.20.40.190-00000009, а также установлены дополнительные характеристики закупаемого товара, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 42 части 6 статьи 23, пункту 5 Правил использования N 145.
Кроме того, согласно пункту 6 Правил использования N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в приложении N 1 к проекту муниципального контракта (Спецификация) предусмотрено, что дополнительная информация об объекте закупки указана в связи с "недостаточным количеством, установленных в КТРУ характеристик и их значений, удовлетворяющих потребностям заказчика, перечень характеристик, установленных в КТРУ расширен заказчиком для наиболее полного и объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 Федерального закона".
Данная формулировка не в полной мере соответствует пункту 6 Правил использования N 145 поскольку не позволяет определить необходимость использования конкретных дополнительных информации и свойств товар в соответствии с потребностью Заказчика.
С учетом изложенного, описание объекта закупки противоречит пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, части 6 статьи 23, пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункту 5 Правил использования N 145.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Профобразование" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на поставку цифрового оборудования (цифровая лаборатория) (извещение N 0169300012324000048) обоснованной в части неправомерного признания заявок участников закупки, представленные реестровые номера которых отсутствуют в реестре, соответствующими извещению об аукционе, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение части 3 статьи 14, пункта 4 части 12 статьи 48, подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения
пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 марта 2024 г. N 074/06/106-529/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024