Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Жуланова Е.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (инструменты колющие)" (извещение N 0318300120824000089) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями, а именно: Заказчиком указаны характеристики к товару под одного производителя.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Славянская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (инструменты колющие)" (извещение N 0318300120824000089).
Начальная (максимальная) цена контракта - 450 000,00 руб.
Заявитель в жалобе указывает, что по поз.4, 7 "Описания объекта закупки" установлена дополнительная характеристика "Игла предустановлена в защитное устройство", которая подходит под конкретного производителя Фогт Медикал Фертриб ГмбХ Германия по РУ NРЗН 2016/3938 от 16.02.2017. Также Заявитель указывает, что по поз.5,8,10 "Описания объекта закупки" указана характеристика "Заточка острия первой иглы - плоская", что не предусмотрено действующим ГОСТ.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику по поз.4, 7, 5, 8, 10 требуется к поставке товары:
Поз.4, 7 "Шприц общего назначения", КТРУ 32.50.13.110 / 32.50.13.110-00004568, с дополнительной характеристикой "Игла предустановлена в защитное устройство" с обоснованием "Для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы";
Поз.5 "Шприц общего назначения", КТРУ 32.50.13.110 / 32.50.13.110-00004567, с характеристиками:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Заточка острия первой иглы |
Плоская |
|
Наружный диаметр трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Номинальная длина трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Игла с плоской заточкой имеет цветовую кодировку предохранительного колпачка, соответствующую цветовой кодировке иглы |
Соответствие |
|
Игла с плоской заточкой надета на шприц, инъекционная игла приложена |
Соответствие |
|
Поз.8 "Шприц общего назначения", КТРУ 32.50.13.110 / 32.50.13.110-00004567, с характеристиками:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Заточка острия первой иглы |
Плоская |
|
Наружный диаметр трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Номинальная длина трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Игла с плоской заточкой имеет цветовую кодировку предохранительного колпачка, соответствующую цветовой кодировке иглы |
Соответствие |
|
Игла с плоской заточкой надета на шприц, инъекционная игла приложена |
Соответствие |
|
Поз.10 "Шприц общего назначения", КТРУ 32.50.13.110 / 32.50.13.110-00004567, с характеристиками:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Заточка острия первой иглы |
Плоская |
|
Наружный диаметр трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Номинальная длина трубки иглы с плоской заточкой |
|
мм |
Игла с плоской заточкой имеет цветовую кодировку предохранительного колпачка, соответствующую цветовой кодировке иглы |
Соответствие |
|
Игла с плоской заточкой надета на шприц, инъекционная игла приложена |
Соответствие |
|
Заявитель указывает на то, что установленные по поз.4 и 7 дополнительные характеристики "Игла предустановленна в защитное устройство - Защитное устройство в форме пластикового чехла с павильоном, полностью закрывающего иглу после использования с пластиковыми зажимами" соответствуют только одному производителю Фогт Медикал Фертриб ГмбХ Германия, по регистрационному удостоверению NРЗН 2016/3938 от 16.02.2017, что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников аукциона.
Требование к наличию защитного устройства с предустановленной иглой обусловлено необходимостью защиты рук персонала от контакта с иглой при проведении медицинских манипуляций пациентам, зараженных особо опасными инфекционными заболеваниями, в том числе СПИД, ВИЧ, Гепатит В, С.
С целью минимизировать риски заражения медицинского персонала лечебного учреждения заказчика особо опасными инфекционными заболеваниями и обусловлено требования заказчика к наличию у шприцев защитного устройства с предустановленной иглой.
На территории Российской Федерации медицинские изделия с требуемыми характеристиками широко представлены несколькими производителями, в том числе:
- Россия - ООО "Снабполимер Медицина" (https://tdsnabpolimer.ru/catalog/shpricy/shpricy-inekcionnye-samora zrushajushhiesja-samoblokirujushhiesja/);
- Китай - Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд;
- Германия - Vogt Medical.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.7 Правил случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.110 Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты.
Заказчиком применено КТРУ - 32.50.13.110-00004564, 32.50.13.110-00004567 "Шприц общего назначения".
Согласно "Описанию объекта закупки" по позициям 5, 8, 10 Заказчиком указано требование "Одна из игл имеет плоскую заточку" и приведено обоснование необходимости использования дополнительных характеристики в соответствии с п.6 Правил - "Игла с плоской заточкой необходима для набора лекарственных препаратов из флаконов с резиновой пробкой, предотвращения вырезания материала пробки при прокалывании ее иглой и последующего попадания частиц резиновой пробки в шприц и введения их в пациента. Также плоская заточка иглы минимизирует риск ранения медицинского работника при смене игл в процессе подготовки к инъекции".
Из пояснений Заказчика следует, что при установлении данных требований Заказчик руководствовался ГОСТ ISO 7864-2011, ГОСТ Р ИСО 9626-2013, ГОСТ Р ИСО 6009-2020, ГОСТ 25729-89, 52623.4-2015.
В п.12 ГОСТ ISO 7864-2011 указано, что острие иглы должно быть изготовлено таким образом, чтобы при прокалывании резиновой пробки флакона свести к минимуму закупорку иглы и образования частичек пробки.
В связи с чем, Заказчик по указанным позициям закупает шприцы с двумя и более иглами, одна из которых предназначена исключительно для набора лекарственного средства, преимущественно из флаконов с резиновыми пробками, а другая игла предназначена для проведения инъекции. При этом, игла с плоской заточкой предотвращает риск попадания частиц резиновой пробки в лекарственный препарат при наборе из флакона и предотвращает риск непредумышленного травмирования медицинского персонала при подготовке инъекции, а также позволяет избежать риск микроэмболии пациента частицами резиновой пробки.
С учетом изложенного, Заказчиком при описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения и безопасностью медицинского персонала.
Согласно открытым источникам и пояснениям Заказчика на рынке присутствуют минимум два отечественных производителя продукции с аналогичными характеристиками, что подтверждается инструкцией и регистрационным удостоверением (NФСР 22010/07477 от 17.11.2020):
-ООО "Паскаль Медикал"
- АО "Медполмер ЛТД".
Согласно пояснениям Заказчика участниками закупки могут быть предложены товары с аналогичными характеристиками иностранного производителя (в пояснениях приведены - Becton Dickinson, BBraun, Baxter и т.д.
С учётом изложенного, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Жуланов Е.А. необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300120824000089).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
=
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 марта 2024 г. N 227/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024