Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУ "Главное управление строительства КК", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК СТОЛИЦА" по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района" (извещение: N 0818500000821005992),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУ "Главное управление строительства КК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК СТОЛИЦА" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района" (извещение: N 0818500000821005992).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.10.2021 N0818500000821005992-1 ООО "ФСК СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
08.11.2021 между ГКУ "Главное управление строительства КК" и ООО "ФСК СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 215 903 647,20 рублей.
02.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ФСК СТОЛИЦА";
- адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4;
- ИНН: 7702423507, КПП: 231001001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ "Главное управление строительства КК" проводился электронный аукцион: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района" (извещение: N 0818500000821005992).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.10.2021 N0818500000821005992-1 ООО "ФСК СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
08.11.2021 между ГКУ "Главное управление строительства КК" и ООО "ФСК СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 215 903 647,20 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить предусмотренные проектной документацией подрядные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2. Контракта, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию (далее - Работы, Объект), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и уплатить определённую Контрактом цену.
В соответствии с п.2.2 контракта срок выполнения работ: с даты заключения государственного контракта по 10.12.2022 г.
Срок начала строительства Объекта, срок окончания строительства Объекта (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов подрядных работ и иных предусмотренных Контрактом Работ определены Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), а сроки и размеры оплаты выполненных подрядных работ и иных предусмотренных Контрактом работ (за исключением сроков и размеров оплаты выполненных работ в случае досрочного прекращения Контракта) - Графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 4).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ФСК СТОЛИЦА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Из пункта 4.3.1 контракта следует, что Подрядчик обязан выполнить работы в сроки, установленные Графиком.
Однако, по состоянию на 02.02.2024 работы в полном объеме не выполнены.
Работы на Объекте ведутся с нарушением норм и правил выполнения строительно-монтажных работ, вследствие низкого контроля производства работ со стороны инженерно-технического состава подрядной организации.
В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик указывает, что в связи с нарушением условий исполнения Контракта ГКУ "ГУСКК" были направлены претензии о неисполнении обязательств.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является повторным, ГКУ "ГУСКК" принимало решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 4056 от 27.06.2023, которое было отменено соответствующим извещением Заказчика от 07.07.2023.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.14.5 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.02.2024 Заказчиком размещена информация о расторжении контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
04.03.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Регламентированная дата направления сведений об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в контрольный орган - 06.03.2024.
Обращение о включении ООО "ФСК СТОЛИЦА" в реестр недобросовестных поставщиков направлено Заказчиком в Краснодарское УФАС России - 12.03.2024.
В действиях ГКУ "Главное управление строительства КК" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Из пояснений ООО "ФСК СТОЛИЦА" следует, что на начальном этапе исполнения обязательств (на этапе выполнения подготовительных работ) по Контракту Подрядчиком при выполнении работ по устройству котлована под легкоатлетический манеж обнаружены грунтовые воды на отметке -2.0 метра от уровня, при которой в отсутствие реализации мероприятий по понижению уровня грунтовых вод не представляется возможным завершить земляные работы и подготовить основание под фундаменты необходимого качества и прочности, о чем Заказчик был уведомлен письмами от 21.01.2022 (исх. N 01-21/01 -22) и от 31.01.2022 (исх. 02-31 /01 -22), уведомлен о приостановке работ на основании пункта 1 статьи 716 ГК РФ до получения уточнений от Заказчика по данному вопросу.
Подрядчиком получены рекомендации, последовавшие со стороны проектной организации относительно грунтовых вод, из содержания которых следовало, что выполнение работ по устройству фундаментов предусмотрено проектом в летний период (стр. 3, лист 3 "Календарный план" графической части Л.026-18-ПРС начало работ по устройству нулевого цикла установлен в летний период с июля по август), когда уровень грунтовых вод находится ниже подошвы фундамента.
Без учета проектных решений, выполнение вышеуказанных работ пришлось на зимний период, когда уровень грунтовых вод находится выше подошвы фундаментов, что привело к необходимости проведения Подрядчиком дополнительных видов работ, не учтенных в проектных решениях по объекту.
При выполнении работ в зоне расположения административно- бытового корпуса и двух резервуаров с аккумулирующей емкостью под землей Подрядчиком обнаружены силовые кабеля, также не учтённые проектной документацией, без выполнения работ по переносу которых Подрядчик не имел возможности приступить к дальнейшим работам на этом участке, о чем Заказчик был уведомлен письмом от 16.05.2022 (исх. N 03-16/05-22).
По завершении работ по переносу неучтённых кабельных линий возобновились работы по устройству котлована в зоне строительства административно-бытового корпуса, при дальнейшем выполнении которых Подрядчиком выявлено обильное поступление грунтовых вод, требующих проведение дополнительного объема работ и временных затрат по откачке воды и понижению уровня грунтовых вод, исключившего проведение работ по возведению фундаментов и конструкций в вышеуказанной зоне строительства до устранения обозначенных обстоятельств, о чем Заказчик был поставлен в известность письмом от 03.06.2022 (исх. N 08-03/06-22).
Также, Заказчик письмом от 09.09.2022 (исх. N 85) уведомлен об обнаружении грунтовых вод при разработке котлована под пожарные резервуары и аккумулирующую емкость, требующие также принятия соответствующих решений Заказчиком.
07.12.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено обращение об обнаружении нестыковок в рабочей документации (письмо от 07.12.2022 исх. N 199).
Подрядчик обращался в адрес Заказчика с просьбой изменения сроков выполнения работ, что подтверждается письмом от 17.05.2022 исх. N б/н.
В связи с существенным увеличением стоимости строительных ресурсов (в связи с удорожанием строительных материалов) в условиях нестабильного рынка, ООО "ФСК "Столица" в адрес Заказчика было направлено обращение от 18.08.2022 (исх. N 63) о внесении изменений цены контракта, с приложением обосновывающих обращение документов, а именно: пояснительной записки, конъюнктурного анализа , актуальных коммерческих предложений, расчета но ППРФ N 1315 и сводного сметного расчета.
Согласно произведенного расчета сумма удорожания строительных материалов составила 47 153 356,54 руб.
На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта процент готовности объекта составил 82%, что подтверждается актом Департамента строительства Краснодарского края от 07.12.2023.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "ФСК СТОЛИЦА" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, учитывая отсутствие бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "ФСК СТОЛИЦА" признаков недобросовестности, виновного поведения и умысла на уклонение от исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГКУ "Главное управление строительства КК" в отношении ООО "ФСК СТОЛИЦА" (350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4; ИНН: 7702423507, КПП: 231001001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 марта 2024 г. N РНП-23-199/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024