Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГКУ "Главное управление строительства КК", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК СТОЛИЦА" по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района (инженерное обеспечение, оборудование, монтаж котельной, АПС, благоустройство)" (извещение: N 0818500000822006007),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГКУ "Главное управление строительства КК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ФСК СТОЛИЦА" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района (инженерное обеспечение, оборудование, монтаж котельной, АПС, благоустройство)" (извещение: N 0818500000822006007).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2022 NИЭА1 ООО "ФСК СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
10.10.2022 между ГКУ "Главное управление строительства КК" и ООО "ФСК СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 118 658 102,40 рублей.
02.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ФСК СТОЛИЦА";
- адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4;
- ИНН: 7702423507, КПП: 231001001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГКУ "Главное управление строительства КК" проводился электронный аукцион: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство спортивного центра по ул. Красной, 1Б/1 в ст. Динской Динского района (инженерное обеспечение, оборудование, монтаж котельной, АПС, благоустройство)" (извещение: N 0818500000822006007).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2022 NИЭА1 ООО "ФСК СТОЛИЦА" признано победителем закупки.
10.10.2022 между ГКУ "Главное управление строительства КК" и ООО "ФСК СТОЛИЦА" заключен контракт на сумму 118 658 102,40 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить предусмотренные проектной документацией подрядные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2. Контракта, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивающие ввод и нормальную эксплуатацию (далее - Работы, Объект), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и уплатить определённую Контрактом цену.
В соответствии с п.2.2 контракта срок выполнения работ: с 25.10.2022 по 31.08.2023 г.
Срок начала строительства Объекта, срок окончания строительства Объекта (конечный срок), сроки выполнения работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 2.3 контракта предусмотрены следующие сроки исполнения этапов:
1 этап: с 25.10.2022 по 04.05.2023, цена этапа 904 782,00 руб;
2 этап: с 25.10.2022 по 28.06.2023, цена этапа 4 340 396,40 руб;
3 этап: с 25.10.2022 по 05.07.2023, цена этапа 7 184 018,40 руб;
4 этап: с 25.10.2022 по 02.08.2023, цена этапа 2 188 315,20 руб;
5 этап: с 25.10.2022 по 23.08.2023, цена этапа 10 927 900,80 руб;
6 этап: с 25.10.2022 по 22.09.2023, цена этапа 1 890 094,80 руб;
7 этап: с 25.10.2022 по 29.08.2023, цена этапа 1 446 882,00 руб;
8 этап: с 25.10.2022 по 31.08.2023, цена этапа 4 638 091,20 руб;
9 этап: с 25.10.2022 по 04.09.2023, цена этапа 7 120 784,40 руб;
10 этап: с 01.11.2022 по 06.09.2023, цена этапа 16 316 155,20 руб;
11 этап: с 01.11.2022 по 07.09.2023, цена этапа 8 962 561,20 руб;
12 этап: с 01.11.2022 по 12.09.2023, цена этапа 1 591 602,00 руб;
13 этап: с 15.11.2022 по 13.09.2023, цена этапа 2 902 935,60 руб;
14 этап: с 15.11.2022 по 14.09.2023, цена этапа 5 884 034,40 руб;
15 этап: с 15.11.2022 по 08.09.2023, цена этапа 10 119 942,00 руб;
16 этап: с 15.11.2022 по 15.09.2023, цена этапа 4 840 213,20 руб;
17 этап: с 15.11.2022 по 18.09.2023, цена этапа 5 442 556,80 руб;
18 этап: с 30.11.2022 по 14.08.2023, цена этапа 10 829 113,20 руб;
19 этап: с 30.11.2022 по 19.09.2023, цена этапа 3 864 848,40 руб;
20 этап: с 30.11.2022 по 25.09.2023, цена этапа 7 262 875,20 руб.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ФСК СТОЛИЦА" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
По состоянию на 02.02.2024 Подрядчик обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Строительно-монтажные работы на объекте ведутся с нарушением норм и правил выполнения строительно-монтажных работ вследствие низкого контроля производства работ со стороны инженерно-технического персонала Подрядчика.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является повторным, ГКУ "ГУСКК" принимало решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 4055 от 27.06.2023, которое было отменено соответствующим извещением Заказчика от 07.07.2023.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.14.5 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.02.2024 Заказчиком размещена информация о расторжении контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
04.03.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Регламентированная дата направления сведений об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в контрольный орган - 06.03.2024.
Обращение о включении ООО "ФСК СТОЛИЦА" в реестр недобросовестных поставщиков направлено Заказчиком в Краснодарское УФАС России - 12.03.2024.
В действиях ГКУ "Главное управление строительства КК" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Согласно сведениям из ЕИС Этап контракта с 30.11.2022 по 14.08.2023 Исполнен на 2 187 352,80 руб. из 2 187 352,80 руб.
Этап контракта с 25.10.2022 по 11.09.2023 Исполнен на 12 500 212,80 руб. из 12 500 212,80 руб.
Этап контракта с 25.10.2022 по 20.09.2023 Исполнен на 30 852 405,60 руб. из 30 852 405,60 руб.
Этап контракта с 25.10.2022 по 21.09.2023 Исполнен на 11 047 174,80 руб. из 14 014 075,20 руб.
Из пояснений ООО "ФСК СТОЛИЦА" следует, что при исполнении контракта у Подрядчика возникли независящие обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения на прежних условиях, вследствие существенного возрастания суммарной стоимости строительства в связи с ростом стоимости строительных материалов и необходимостью внесения 100 % предоплаты на приобретение спортивного оборудования, спортивного покрытия, оборудования систем вентиляции и кондиционирования, котельной блочно-модульного исполнения, в соотношении с ценой контракта, установленной на этапе осуществления закупки.
Подрядчиком направлено в адрес Заказчика обращение о рассмотрении возможности внесения изменений в условия контракта в части увеличения авансового платежа по Контракту до 50% (письмо от 13.02.2023 исх. N 44).
В ответ на вышеуказанное обращение Заказчик письмом от 14.03.2023 (исх. N 1426) сообщил, что не находит достаточных обоснований в возможности заключения дополнительного соглашения на увеличение авансового платежа по Контракту до 50%.
Письмом от 29.06.2023 исх. N 201 Заказчик проинформирован об изменении условий и сроков поставки телекоммуникационного оборудования и малых архитектурных форм в связи с введенными санкционными ограничениями и просьбой внесения изменений в соответствующие этапы исполнения контракта.
Дополнительное соглашение не заключено.
В процессе исполнения работ по контракту Подрядчиком выявлены также несоответствия проектных решений фактическим видам работ, подлежащим выполнению. В связи с выявленными Подрядчиком недостатками проектной документацией по Объекту, Заказчиком письмом от 17.11.2023 исх. N 7886 в адрес Подрядчика предоставлен откорректированный проект и письмо проектной организации (рекомендации) для применения в дальнейшей работе по Объекту.
В процессе исполнения контракта осуществлено контрольно-выездное мероприятие по Объекту, проведенное Департаментом строительства Краснодарского края от 07.12.2023, которое содержит сведения об объеме выполненных Подрядчиком работ по Объекту, процент готовности Объекта, а также последствия решений, действий Заказчика при исполнении им обязанности по оказанию содействия Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта.
В акте от 07.12.2023 указано, что в связи с приостановкой деятельности ряда иностранных производителей на территории Российской Федерации возникла необходимость пересмотра спортивного оборудования и материалов с подбором аналогов такого оборудования. Также указано на то, что организована работа по внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.9. статьи 49 ГрК РФ.
Таким образом, подтвержден факт невозможности исполнения контракта на прежних условиях по независящим от сторон контракта обстоятельствам.
Акт содержит сведения о том, что ГКУ "ГУСКК" не выполнены мероприятия по подключению объекта к сетям электричества.
ООО "ФСК СТОЛИЦА" пояснило, что отсутствие подключения объекта к сетям электричества имеет также прямое отношение к достижению сторонами результата закупки, а именно - законченного строительством объекта, в отношении которого должно быть получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "ФСК СТОЛИЦА" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
ООО "ФСК СТОЛИЦА" приняты меры по соблюдению условий контракта, требований действующего законодательства и достижения результата при выполнении работ, что подтверждается действиями Подрядчика.
Невыполнение обязательств по контракту в части завершения работ вызвано обстоятельствами независящими от сторон контракта, влекущими невозможность исполнения контрактов на прежних условиях.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, учитывая отсутствие бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "ФСК СТОЛИЦА" признаков недобросовестности, виновного поведения и умысла на уклонение от исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу о том, что применение к Обществу санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные ГКУ "Главное управление строительства КК" в отношении ООО "ФСК СТОЛИЦА" (350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красноармейская, д. 55/1, пом. 110/4; ИНН: 7702423507, КПП: 231001001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 марта 2024 г. N РНП-23-197/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024