Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Ермакова А.М. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская поликлиника N26" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации медицинских отходов класса Б и В" (извещение N 0318300394324000008) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на Комиссии заявил об отзыве жалобы. На основании ч.6 ст.105 Закона о контрактной системе Участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана. В ЕИС жалоба на дату 19.03.2024 г. не отозвана.
Заявитель указывает, что Заказчиком извещение составлено с нарушениями Закона о контрактной системе: необоснованно объединены в один лот оказание услуг и поставка оборудования, что может привести к ограничению конкуренции.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласился. Описание объекта закупки составлено в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Городская поликлиника N26" МЗ КК проводилась закупка: "Оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации медицинских отходов класса Б и В" (извещение N 0318300394324000008).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику требуется:
N п/п |
Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки |
Требования, установленные к качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
Ед. изм. |
|
|
|
||
1 |
Оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации медицинских отходов класса Б |
Вид отходов: Медицинские отходы (класс Б - эпидемиологически опасные отходы): использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь обеззараженный ;отходы полиэтилена в виде пленки -средства защиты (фартуки, и т.д.); использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий обеззараженные; использованный медицинский острый инструментарий обеззараженный; использованные медицинские резиновые перчатки обеззараженные; отходы перевязочных материалов обеззараженные; компоненты крови; гинекологические зеркала обеззараженные, полимерные изделия; использованные пластмассовые пробирки с кровью в индивидуальной упаковке; контейнеры для сбора биологических жидкостей; одноразовый расходный материал (пеленки, халаты, салфетки нетканые и т.д.). |
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода в нормативных и правовых актах Российской Федерации: - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации". |
кг |
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов: места временного хранения в соответствии СаНПиН 2.1.3684-21 | ||||
Применяемая система удаления отходов: Контейнерная ("несменяемая") - предусматривает накопление отходов в несменяемых контейнерах (сборниках), размещенных в местах временного хранения с перегрузкой отходов силами Исполнителя для их вывоза в специализированные транспортные средства. | ||||
Сборники для накопления отходов: - контейнер с крышкой желтого цвета с маркировкой "отходы класса Б"; - одноразовая мягкая упаковка (одноразовые пакеты) желтого цвета или имеющие желтую маркировку; - ёмкость-контейнер для острого инструментария. | ||||
Количество сборников, размещенных в местах временного хранения отходов "класса Б": - контейнер с крышкой (120 литров) - 2 шт.; - одноразовая мягкая упаковка (одноразовые пакеты), - ёмкость-контейнер для острого инструментария. Для накопления отходов класса Б используются контейнеры и тара Исполнителя. | ||||
|
|
|
||
2 |
Оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации медицинских отходов класса В |
Вид отходов: Медицинские отходы (класс В - эпидемиологически опасные отходы): -материалы, контактирующие с больными особо опасными инфекциями. |
кг |
|
Характеристика мест первичного сбора (временного хранения) отходов: места временного хранения в соответствии СаНПиН 2.1.3684-21 | ||||
Применяемая система удаления отходов: Контейнерная ("несменяемая") - предусматривает накопление отходов в несменяемых контейнерах (сборниках), размещенных в местах временного хранения с перегрузкой отходов силами Исполнителя для их вывоза в специализированные транспортные средства. | ||||
Сборники для накопления отходов: - контейнер с крышкой красного цвета с маркировкой "отходы класса В" | ||||
Количество сборников, размещенных в местах временного хранения отходов "класса В": - 1 шт (объем контейнера не менее 120л); Для накопления отходов класса В используются контейнеры и тара Исполнителя. |
Таким образом, Заказчик в рамках одной закупки объединяет услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов, и предоставления оборотной тары и многоразовой тары для хранения (накопления) отходов.
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Услуги по утилизации прочих опасных отходов".
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
1-ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.).
В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты.
Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование медицинской организации, в противном случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ.
2-ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе Заказчику может потребоваться холодильное оборудование, чтобы отходы хранились до 7 дней. Но в случае отсутствия по каким-либо причинам нового Контракта, Заказчик будет вынужден вернуть холодильное оборудование по Контракту, который окончил свое действие. Тогда Заказчик не сможет не только собирать отходы, так как товары уже не поставляются, а он отдельно их не закупил, но и хранить отходы.
3-й этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4-й этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5-й этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что за этапы с 1 по 3 несет ответственность исключительно Заказчик и осуществляет их самостоятельно без участия Исполнителя, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими, однако они не связаны функционально и технологически с услугами по организации сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик (ОКПД2 - 38.22.29.000 "Услуги по утилизации прочих опасных отходов").
По мнению ФАС России, изложенному в письме от 01.09.2021 N 28/73728/21, объединение в один лот указанных видов деятельности может привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает Участников закупки.
Заказчик, устанавливая поставку товарно-материальных ценностей в рамках проводимой закупки не указал ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует товар:
Сборники для накопления отходов: - контейнер с крышкой желтого цвета с маркировкой "отходы класса Б"; - одноразовая мягкая упаковка (одноразовые пакеты) желтого цвета или имеющие желтую маркировку; - ёмкость-контейнер для острого инструментария. |
Количество сборников, размещенных в местах временного хранения отходов "класса Б": - контейнер с крышкой (120 литров) - 2 шт.; - одноразовая мягкая упаковка (одноразовые пакеты), - ёмкость-контейнер для острого инструментария. Для накопления отходов класса Б используются контейнеры и тара Исполнителя. |
Сборники для накопления отходов: - контейнер с крышкой красного цвета с маркировкой "отходы класса В" |
Количество сборников, размещенных в местах временного хранения отходов "класса В": - 1 шт (объем контейнера не менее 120л); Для накопления отходов класса В используются контейнеры и тара Исполнителя. |
В силу пункта 2.3 проекта Контракта цена контракта включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг, являющиеся предметом настоящего контракта, одновременно в описании объекта закупки установлены следующие требования, установленные к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки:
Таким образом, описание объекта закупки не содержит конкретных требований к количеству одноразовой и многоразовой тары.
Описание объекта закупки составлено с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила использования КТРУ), а именно, в Описании объекта закупки отсутствует информация о соответствующих позициях КТРУ.
В КТРУ включены следующие позиции:
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письмом Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746 в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Заказчиком в нарушение п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не использовано описание товара, включенное в соответствующие позиции КТРУ.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
На участие в закупке подано 6 заявок. Запросов на разъяснение положений извещения о проведении закупки в адрес Заказчика не поступало. ИП Ермаков А.М. заявку не подавал.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ермакова А.М. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика- ГБУЗ "Городская поликлиника N26" (комиссии) нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.В связи с тем, что указанное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияло, предписание не выдавать.
4.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300394324000008).
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 марта 2024 г. N 244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024