Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС::
От Заказчика - представитель по доверенности;
От Проектировщика (Подрядчика) - представитель по доверенности;
От Проектировщика - руководитель ООО "Академпроект",
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 04.07.2022 N 0190300010822000296 на разработку проектной документации по объекту капитального ремонта МБОУ "СШ N15", цена контракта - 6 382 371,36 рублей, (извещение N 0190300010822000296), с проектировщиком ООО "Академпроект" (ИНН: 8603191896) (далее - Подрядчик, проектировщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0190300010822000296 от 04.07.2022 (исх. N 89-176-0231/01-08/810 от 20.02.2024) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт (далее - МК) от 04.07.2022 Г N0190300010822000296 на разработку проектной документации по объекту капитального ремонта "МБОУ "СШ N 15".
Условиями контракта предусмотрена разработка проектной документации с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта сроком до 30.04.2023 г, в том числе выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с данным контрактом Проектировщик обязуется своевременно выполнить и передать Заказчику на условиях контракта вышеуказанные работы согласно Технического задания (Приложение N 1 к муниципальному контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п.3.1.1 контракта Проектировщик обязан выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта (реконструкции) объекта капитального строительства "МБОУ "СШ N 15". Соблюдать требования, содержащиеся в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту) и других исходных данных при выполнении разработки, корректировки проектных работ, и не вправе отступить от них. Проектная документация, отчетные документы (материалы) должны быть подготовлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним СП, действующими на момент передачи работ Заказчику и другими техническими нормами, и правилами.
В контракте и в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту) четко определен результат работ: в качестве такового определена документация, имеющая положительное заключение АУ ЯНАО "Управление государственной экспертизы проектной документации" в части определения достоверности сметной стоимости объекта капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ в контракте указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По состоянию на текущую дату проектировщиком не разработан ни один раздел проектно-сметной документации, который бы соответствовал условиям Контракта в полном объеме, проектная документация получившая положительное заключение экспертизы не поступила.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
26.05.2023 ООО "Академпроект" в адрес МКУ "УМХ" было направлено письмо N 0963 о выявлении скрытых дефектов облицовки фасадов здания, а также о приостановке работ по объекту. Данное уведомление приостановке считаем необоснованными, ввиду того, что потребность в дополнительном обследовании технического состояния конструктивных элементов фасадов здания не ограничивала
Проектировщика в возможности разработки других разделов проекта.
В ответ от 07.06.2023 в адрес Проектировщика направлено письмо N89-176-0231/01-08/2297 о дополнительном обследовании технического состояния конструктивных элементов фасадов здания, что не противоречит условиям муниципального контракта и технического задания на проектирование.
Также, 07.09.2023 исх. N89-176-0231/01-08/3814 направлена смета на техническое обследование строительных конструкций (в размере 412 521,22 руб. в ценах 2 квартала 2023 года).
Далее, Заказчик неоднократно уведомлял Проектировщика, о необходимости возобновления работ по объекту - от 22.09.2023 N89-176-0231/01-08/4088, от 11.10.2023 N89-176-0231/01-08/4438, от 08.11.2023 N89-176-0231/01-08/4974, от 26.12.2023 N89-176-0231/01-08/5920 и о нарушениях сроков работ исх. N 89-176-0231/01-08/1924 от 17.05.2023, 89-176-0231/01-08/418 от 30.01.2024, 89-176-0231/01-08/524 от 02.02.2024. На дату последнего уведомления от 02.02.2024 срок просрочки выполнения работ по Контракту составил более 250 календарных дней.
На сегодняшний день очевидно, что предусмотренные контрактом работы по разработке проектной документации с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, в том числе выполнение инженерных изысканий, не выполнены в установленный контрактом срок.
Заказчику очевидно, что предусмотренные контрактом работы по разработке проектной документации с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, в том числе выполнение инженерных изысканий, не выполнены в установленный контрактом срок.
Данный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении Проектировщиком принятых на себя обязательств по контракту.
Рассмотрев текущее состояние исполнения контракта МКУ "Управление муниципального хозяйства" пришло к выводу о существенных нарушениях условий контракта, в том числе нарушение сроков выполнения работ.
По государственному и муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (далее -государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п.9.6 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда (статья 708 Гражданского кодекса РФ). В силу статьи 715 Гражданского кодекса РФ заказчику предоставлено право на односторонний отказ от договора подряда, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В результате нарушения подрядчиком обязательств по сроку выполнения работ заказчик лишается того, на что рассчитывал при заключении контракта -своевременного получения результата выполненных работ.
Таким образом, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе отказаться от договора.
На основании вышеизложенного, учитывая неисполнение ООО "Академпроектом" работ, предусмотренных контрактом и в соответствии с пунктом 9.6 контракта, ст.ст. 450, 450.1, 715 Гражданского кодекса РФ, ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" МКУ "УМХ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 04.07.2022 N 0190300010822000296 на разработку проектной документации по объекту капитального ремонта "МБОУ "СШ N 15".
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 06.03.2024 NЕГ/796/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-158/2024 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что Между МКУ "УМХ" (Заказчик) и ООО "Академпроект" заключен муниципальный контракт N0190300010822000296 от 04.07.2022.
Сроки выполнения проектных работ во многом зависят от выдачи исходных данных: Запрос исходных данных был выполнен 22 июля 2022 г. (исх.N0871-1) на средства связи, видеонаблюдение, водоснабжение, исходные данные для проекта организации строительства и сметной документации, запрошен градостроительный план территории. В результате 27 июля 2022 г. были представлены ИД для смет. Спустя 3 месяца были направлены исходные данные для ПОС (28.10.2022); спустя 4 месяца представлен градостроительный план (18.01.2023).
03 августа 2022 г. (исх.N1010) были запрошены ИД на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, точек присоединения, приготовление воды, ТУ на проектирование узлов учета ГВ, расположение гидрантов, повторно - запрошены ТУ на связь, интернет, видеонаблюдение, ливневую канализацию. В ответ было получено письмо 31.10.2022 N89-176-0231/01-07/3743, в котором говорится, что в рабочем порядке была направлена информация. Однако информация по горячему водоснабжению и расположение гидрантов представлена не была.
23.01.2023 был направлен повторно запрос исх. N79 ИД на видеонаблюдение теплоснабжение, электроснабжение. Письмом N89-176-0231/01-08/526 от 27.01.2023 г. предоставлены ТУ по энергоснабжению с истекшим сроком давности (от 15.12.15 на 2 года); по связи (срок истек 31.12.2023); Договор видеонаблюдения 09.01.2023 (срок истек 31.12.23). Данные предоставлены спустя 5 месяцев с момента первого обращения к заказчику (22.07.2022).
В письме, исх. N 0892 от 19.05.2023 г. были запрошены ИД для завершения работ по планировке. Ответ до настоящего времени не поступил.
Тем не менее, по объекту "Здание: "МБОУ "СШ N 15", расположенное по адресу: ЯНАО г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д.52" выполнен большой объем работ, а именно:
Геодезические работы. Представлен заказчику и согласован Технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям (31.10.2022 N89-176-0231/01-07/3743);
Отчет по обследованию здания представлен заказчику и согласован (21.11.2022 N89-176-0231/01 -07/4113);
Дизайн-концепция представлен заказчику на согласование;
Концепция и документация по благоустройству территории выполнена и согласована 02.05 2023 исх. 1705;
Цветовое решение фасадов - направлен новый вариант решений эскиза цветового решения фасадов (Исх. N 0834 от 12.05.2023); направлено 6 вариантов цветового решения фасадов.
Планировочные решения направлены на повторное рассмотрение (исх. N0169 от 01.02.2024);
Направлены технологические решения по оборудованию столовой (Исх. N 0762 от 02.05.2023) - ответ не получен.
На протяжении всего времени действия контракта, ООО "Академпроект", как добросовестный поставщик услуг, пытался взаимодействовать с Заказчиком на предмет направления наработанного материала и получения согласования, однако предоставление данных и согласование шло настолько медленно, что первоначально вопрос о приостановке работ был поставлен письмом исх. N1480 от 06.10.2022. Так в период с начала осуществления работ с 04.07.2022 по 06.10.2022 года оставались нерешенные вопросы, препятствующие выполнению договорных работ, а именно - 20.07.2022 исх.N0927 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором запрашивались исходные данные для проектирования.
По состоянию на 06.10.2022 вопрос решен частично, что не позволяло выполнять последующие работы по проектированию объекта. Выдан только технический паспорт, технические условия по теплоснабжению, холодному теплоснабжению и водоотведению.
- 03.08.2022 исх.N1010 в адрес Заказчика направлено повторное письмо, в котором запрашивались дополнительные технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для проектирования.
По состоянию на 06.10.2022 вопрос не решен по техническим условиям и градостроительному плану, что не позволяло выполнять последующие работы по проектированию объекта.
-14.09.2022 исх.N 1296 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором запрашивалась информация в дополнение к ТЗ п.21 (Требования по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения) для проектирования.
По состоянию на 06.10.2022 вопрос не решен, что не позволяет выполнять последующие работы по проектированию объекта.
-15.09.2022 исх.N1302 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором запрашивалась информация о категории объекта проектирования.
По состоянию на 06.10.2022 вопрос не решен.
-27.09.2022 исх.1379 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором направлен Технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для согласования.
По состоянию на 06.10.2022 вопрос не решен.
После данного уведомления МКУ "УМХ" предпринял необходимые от него действия по согласованию документации и направлению исходных данных, указав через 25 дней, что приостановление отклонено письмо исх. N89-176-0231/01-07/3743 от 31.10.2022.
После данного уведомления МКУ "УМХ" предпринял необходимые от него действия по согласованию документации и направлению исходных данных, указав через 25 дней, что приостановление отклонено письмо исх. N89-176-0231/01-07/3743 от 31.10.2022 г.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении в том числе, не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работ в установленный срок. Об установленном подобного рода факте подрядчик должен своевременно предупредить заказчика и приостановить работы. Данная норма в совокупности с закрепленным в пункте 3 статьи 307 ГК РФ общим принципом солидаризма сторон, заключающимся в обязанности по взаимному оказанию необходимого содействия для достижения цели обязательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 7-П), устанавливает алгоритм ожидаемого поведения подрядчика, на котором строится стандарт добросовестного осуществления гражданских прав участником гражданского оборота (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В части 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставления материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Соответственно, при данных обстоятельствах ООО "Академпроект" был вынужден прибегнуть к своему праву, чтобы предупредить негативные последствия как для себя, так и для Заказчика.
Спустя некоторое время, в ходе выполнения работ по договору, возникли обстоятельства, противоречащие техническому заданию, о чем Подрядчик незамедлительно сообщил Заказчику в письме исх. N1604 от 20.10.2022 года, а именно, что в соответствии с п.15 Задания на разработку проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт "МБОУ "СШ N 15", расположенной по адресу: ЯНАО г. Новый Уренгой, ул. Железнодорожная, д.52", требуется: проектом капитального ремонта привести здание в соответствие с действующими техническими регламентами, обеспечив безопасность и надежность в эксплуатации (ФЗ от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно произведенным обмерам, обследованию и предоставленной документации существующее здание "МБОУ "СШ N 15" не соответствует: СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" в части:
- п. 4.4.1 Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее:
а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1 (Здание школы Ф4.1 ст.32 123-ФЗ);
-п.4.4.2 Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. Двери, выходящие на лестничную клетку, в максимально открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей (аналогичен п. 6.9. СП 118.13330.2012).
Здание СШ N15 согласно ст. 32 123-ФЗ имеет класс функциональной пожарной опасности Ф4.1.
По обмеру: Лестница N1 здания СШ N15 имеет минимальную ширину лестничных маршей 1,25-м, а минимальную ширину лестничных площадок 1,05-м. Следовательно, Лестница N1 не удовлетворяет требованиям пути эвакуации.
-п.7.1.3 Ширину эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку или наружу, а также ширину маршей лестниц следует устанавливать в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины выхода, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности: СО - не более 165 человек; (аналогичен п. 6.29; 6.30 СП 118.13330.2012).
Согласно пункту 7.12.2 СП 1.13130.2020, наибольшее число людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ, при определении параметров путей эвакуации и эвакуационных выходов необходимо определять исходя из суммарной вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного, актового, обеденного, читального залов и лекционных аудиторий, находящихся на данном этаже.
По тех паспорту: На 2 этаже СШN15 находится 11 кабинетов, 2 лаборатории и актовый зал на 70 мест, на 3 этаже 6 кабинетов. Исходя из суммарной вместимости учебных помещений возможное число людей, одновременно прибывающих на этих этажах 600 чел.
Руководствуясь п.7.1.3, ширина эвакуационного выхода, ширина маршей лестниц должна быть не менее 3,64-м.
По обмеру: Суммарная ширина маршей лестниц N1 (1,25-м) и N2(1,35-м требует уточнения) не соответствует данному требованию.
-п.7.12.13 Эвакуационные выходы из залов должны быть предусмотрены в разные части коридоров, разделенные противопожарными перегородками не ниже 2-го типа с соответствующим заполнением проемов. По факту: Два эвакуационных выхода из актового зала находящегося на 2-ом этаже выходят в одну рекреацию.
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" в части:
-п.4.3. Минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1. Минимальное расстояние по таблице 1 между зданием школы и зданием бассейна должно быть - 6-м.
По обмеру: Здание бассейна расположено на расстоянии 5,2 метра от окон рекреации l-го этажа, что не только не соответствует п.4.3, но и ухудшает инсоляцию данного помещения. В соответствии с приложением А не применимы методики для обоснования сокращения противопожарных расстояний: - до зданий и сооружений, относящихся к классам функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1.
СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения" в части: п.6.85*Для зданий общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей вместимость и этажность здания следует принимать с учетом степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности здания или пожарного отсека по таблице 6.13.
В соответствии с "пособием по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов" здание "СШ N15" имеет степень огнестойкости II и класс конструктивной пожарной опасности СО, по таблице 6.13. при допустимой этажности здания -3 этажа, расчетное число учащихся в здании до 600 чел.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в части:
-п.5 Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.
По опросу: учащихся 650 чел. и численность сотрудников 80 чел.
СП 251. 325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций" в части:
- п.7.3 Противопожарные мероприятия, п.7.3.12 Лестничные клетки должны быть закрытого типа, с естественным освещением через оконные проемы в наружных стенах на каждом этаже.
По факту: Лестница N2 имеет оконные проемы только в уровне 3-его этажа и не отвечает данному требованию.
Федеральный закон N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в части:
-п.2, ст.52. устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
-п.п.1, п.2, ст.53 для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
-п.1 ст. 80. Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара:
1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
2) возможность проведения мероприятий по спасению людей;
- п.19 ст. 88. Объемно-планировочные решения и конструктивное исполнение лестниц и лестничных клеток должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей из зданий, сооружений при пожаре и препятствовать распространению пожара между этажами.
-п.1 ст. 89. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
-п.8 ст. 89. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, по факту: Лестницы N1 и N2 не удовлетворяют требованиям путей эвакуации.
по факту: Лестницы N1 и N2 не удовлетворяют требованиям путей эвакуации.
Для того чтобы привести здание МБОУ "СШN15" в соответствие с действующими техническими регламентами и обеспечить пожарную безопасность объекта необходимо:
1. Расширить марши и площадки лестниц N1 и N2. Приведя их в соответствие с п.4.4.1; п.4.4.2; п.7.1.3 СП 1.13130.2020;
2. Пристроить вторую эвакуационную лестницу по оси 7 для обеспечения второго эвакуационного выхода со всех этажей в соответствии с п. 4.2.9, п.4.2.10, п. 4.2.14 СП 1.13130.2020;
3. Провести перепланировку 2-ого этажа для обеспечения эвакуационных выходы из актового зала, которые должны быть предусмотрены в разные части коридоров в соответствии с п.7.12.13 СП 1.13130.2020;
Данные работы повлекут за собой изменение объемно-планировочного решения здания, площади застройки, общей площади здания, общего объема здания, которые в соответствии с п.14, п. 14.2 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ не могут быть выполнены в рамках проекта капитального ремонта МБОУ "СШN15".
п.14, ст.1 ГК РФ дает разъяснения, что изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (площади, объема) в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства относятся к реконструкции объекта капитального строительства.
В связи с чем ООО "Академпроект" просил дать письменные разъяснения и внести изменения в Задание на разработку проектной документации п.15. В соответствии с представленной информацией рассмотреть порядок проведения дальнейших работ по разработке проектной документации по объекту капитального ремонта "МБОУ "СШ N15", учитывая, что после выполнения проектной документации по объекту капитального ремонта здание МБОУ "СШN15" не будет соответствовать действующим техническим регламентам и строительным правилам: СП 1.13130.2020, СП 4.13130.2013, СП 118.13330.2012*, СП 251. 325800.2016 и Федеральному закону N123-ФЗ.
Однако в ответ на данное письмо МКУ "УМХ" представил пояснения исх.89-176- 0231/01-07/4071 от 18.11.2022 г., что мы как проектировщики должны придерживаться технического задания, так как данные работы не могут быть предусмотрены в рамках капитального ремонта и относятся к реконструкции объекта капитального строительства, что противоречит условиям Контракта, при этом зная, что документация не будет соответствовать действующим требованиям и правилам рекомендовали предусмотреть восстановление эксплуатационных характеристик лестниц N 1 и N2 в рамках капитального ремонта. Таким образом, ООО "Академпроект" должен был нарушить действующее законодательство в части безопасности и надежности эксплуатации здания, чтобы не выйти за рамки контракта.
Что касается письма N0963 от 26.05.2023 г., то, как верно заметил Заказчик при выполнении испытаний крепежных элементов для устройства нового вентилируемого фасада, проведен частичный демонтаж облицовки здания, который выявил скрытые дефекты:
- частичное обрушение силикатного кирпича и отсутствие кладки несущей стены под оконным проемом.
- некорректное примыкание облицовочного кирпича к несущей стене здания из силикатного кирпича (отсутствуют крепежные анкера/арматура).
При испытании крепежным элементом, несущий силикатный кирпич разрушился.
В связи с чем, необходимо было провести полную экспертизу здания школы, в обязательном порядке проведение мониторинга, изучения грунтов (инженерно-геологические изыскания), вскрытие шурфов по всему периметру здания, а также изучение образцов в испытательных лабораториях.
Согласно выводам и рекомендациям, после проведенной экспертизы, мы предлагали выполнить усиление наружных несущих стен в рамках реконструкции здания.
На основании чего работы были приостановлены, так как проводилось техническое обследование строительных конструкций визуально-инструментальным методом с фотофиксацией дефектов и повреждений, в соответствии с требованиями ГОСТ 31997-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического стояния", а для полного технического обследования строительных конструкций объекта необходимо выполнение дополнительных работы, которые не входили в объем "Отчета по комплексному обследованию технического состояния здания", и выходят за рамки технического задания и данного Муниципального Контракта, то есть необходимо было выполнить:
- шурфование (вскрытие) локальных участков фундаментов;
- фиксации конструктивной схемы устройства фундаментов, типа и конструкции;
- определение длины свай;
- испытание 25 образцов кирпичей, отобранных из наружных стен с последующим испытанием на прочность в лаборатории;
- испытание прочности сцепления кирпичной кладки наружных стен;
- расчет остаточной несущей способности всех основных несущих элементов здания на основании результатов обследования;
- теплотехнический расчет существующего утепления стен;
Выполнение данного вида обследования не входят в сферу нашей профессиональной деятельности, в связи с чем в адрес Заказчика направлено коммерческое предложение ООО "ПромСпецСтрой" стоимостью 2 000 000,00 рублей и ссылка заказчика о предоставлении в адрес Подрядчика сметы на техническое обследование строительных конструкций в размере 412 521,22 рубля явно несоизмерима с реальной стоимостью данного вида работ.
Статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Таким образом утверждение МКУ "УМХ", что уведомление о приостановке работ по Контракту является необоснованным, ввиду того, что потребность полного технического обследования конструкций здания не ограничивает проектировщика в возможности разработки других разделов является коренным заблуждением ввиду того, что необходимо не обследование конструктивных элементов фасада здания как утверждает Заказчик, а ограждающих конструкции, которые являются несущими конструкциями на которые опираются плиты, то есть необходимо проведение обследования несущей способности, в противном случае проектные работы по другим разделам грозят не годности результатов работ.
По вопросу возобновления работ Подрядчик неоднократно уведомлял, что для возобновления работ необходимо устранить обстоятельства, которые препятствуют нормальному течению работ, а именно до сих пор не решен вопрос по дополнительному соглашению, в котором бы предусматривались все изменения к техническому заданию. В случае исключения части работ Проектировщику необходимо иметь понимание стоимости работ, так как согласно п.2.1 Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта, является существенным условием в соответствии с ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", также, как и сроки выполнения работ.
Подрядчик просил сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.9.6 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
04.07.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0190300010822000296 на разработку проектной документации по объектукапитального ремонта "МБОУ "СШ N 15" (далее - Контракт).
20.02.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.02.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 04.03.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 0190300010822000296 на разработку проектной документации по объекту капитального ремонта "МБОУ "СШ N 15", заключен 04.07.2022.
Согласно п.1.7 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 30.04.2023. Срок выполнения работ определен с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы в части достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта.
Результатом работы Подрядчика (Проектировщика) является получение положительного заключения государственной экспертизы АУ "ГЭПД ЯНАО", в части достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта на вышеуказанный комплект документов, подготовленный и переданный в соответствии с условиями Контракта.
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в Решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и в письменных пояснениях.
Заказчик сообщил, что на 13.02.2024 Проектировщиком не разработан ни один раздел проектно-сметной документации, который бы соответствовал условиям Контракта в полной мере.
На текущую дату частично разработаны, и переданы в рабочем порядке:
- планировочные решения (направлены замечания N89-176-0231/01-08/2104 от 26.05.2023);
- концепция благоустройства (согласована N89-176-0231/01-08/1705 от 02.05.2023);
- дизайн-концепция внутренних помещений (не была согласована);
- цветовое решение фасада (направлены замечания N89-176-0231/01-08/2149 от 26.05.2023).
На письмо Подрядчика от 26.05.2023 N 0963 о выявлении скрытых дефектов облицовки фасадов здания, а также о приостановке работ по объекту, Заказчик ответил письмом от 07.06.2023 N 89-176-0231/01-08/2297 о дополнительном обследовании технического состояния конструктивных элементов фасадов здания, что не противоречит условиям муниципального контракта и технического задания на проектирование.
Также, 07.09.2023 исх. N89-176-0231/01-08/3814 подрядчику направлена смета на техническое обследование строительных конструкций (в размере 412 521,22 руб. в ценах 2 квартала 2023 года).
Установлено, что Заказчик неоднократно уведомлял Подрядчика, о необходимости возобновления работ по объекту - от 22.09.2023 N89-176-0231/01-08/4088, от 11.10.2023 N89-176-0231/01-08/4438, от 08.11.2023 N89-176-0231/01-08/4974, от 26.12.2023 N89-176-0231/01-08/5920.
Заказчик письма о приостановке работ считает необоснованными, ввиду того, что потребность о дополнительном обследовании технического состояния конструктивных элементов фасадов здания не ограничивает Проектировщика в возможности разработки других разделов проекта, в соответствии с техническим заданием к Контракту.
Заказчик дополнительно сообщил, что о нарушениях условий Контракта в части нарушения сроков, Проектировщик был уведомлен письмами N 89-176-0231/01-08/1924 от 17.05.2023, 89-176-0231/01-08/418 от 30.01.2024, 89-176-0231/01-08/524 от 02.02.2024.
На дату последнего уведомления от 02.02.2024 срок просрочки выполнения работ по Контракту составил более 250 календарных дней.
Представитель подрядчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Подрядчик считает, невыполнение работ в срок, установленный Контрактом, обусловлено неисполнениям обязательств со стороны Заказчика. Причины указаны в представленных пояснениях.
Из представленных пояснений следует, что Подрядчик сразу приступил к исполнению контракта, выполнил большой объем работ, в том числе геодезические работы; отчет по обследованию здания представлен заказчику и согласован (21.11.2022 N89-176-0231/01 -07/4113); Дизайн-концепция представлена на согласование; Концепция и документация по благоустройству территории выполнена и согласована 02.05 2023 исх. 1705; Цветовое решение фасадов - направлен новый вариант решений эскиза цветового решения фасадов (Исх. N 0834 от 12.05.2023); направлено 6 вариантов цветового решения фасадов; Планировочные решения направлены на повторное рассмотрение (исх. N0169 от 01.02.2024); Направлены технологические решения по оборудованию столовой (Исх. N 0762 от 02.05.2023) - ответ не получен.
Подрядчик сообщил, что предоставление данных и согласование Заказчиком шло настолько медленно, что первоначально вопрос о приостановке работ был поставлен письмом исх. N1480 от 06.10.2022. Так в период с начала осуществления работ с 04.07.2022 по 06.10.2022 года оставались нерешенные вопросы, препятствующие выполнению договорных работ, а именно - 20.07.2022 исх.N0927 в адрес Заказчика направлено письмо, в котором запрашивались исходные данные для проектирования.
Подрядчик обратил внимание Заказчика на возникшие обстоятельства, противоречащие техническому заданию, о чем сообщил Заказчику в письме исх. N1604 от 20.10.2022, а именно, что в соответствии с п.15 Задания на разработку проектной документации по объекту "Капитальный ремонт "МБОУ "СШ N 15", требуется проектом капитального ремонта привести здание в соответствие с действующими техническими регламентами, обеспечив безопасность и надежность в эксплуатации (ФЗ от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Однако после выполнения проектной документации по объекту капитального ремонта здание МБОУ "СШN15" не будет соответствовать действующим техническим регламентам и строительным правилам: СП 1.13130.2020, СП 4.13130.2013, СП 118.13330.2012*, СП 251. 325800.2016 и Федеральному закону N123-ФЗ.
Комиссией установлено, что Подрядчиком были выявлены скрытые дефекты при выполнении испытаний крепежных элементов для устройства нового вентилируемого фасада. По мнению Подрядчика, необходимо было провести полную экспертизу здания школы, в обязательном порядке проведение мониторинга, изучения грунтов (инженерно-геологические изыскания), вскрытие шурфов по всему периметру здания, а также изучение образцов в испытательных лабораториях.
Подрядчик, предлагал выполнить усиление наружных несущих стен в рамках реконструкции здания. Выполнение данного вида обследования не входят в сферу профессиональной деятельности Подрядчика. После получения коммерческого предложения от сторонней организации Подрядчик обратил внимание Заказчика, что предложенная заказчиком стоимость данного вида работ не соизмерима с реальной стоимостью данного вида работ.
Подрядчик был вынужден повторно предупредить Заказчика и приостановить работы по Контракту, так как требовалось не обследование конструктивных элементов фасада здания как утверждает Заказчик, а ограждающих конструкции, которые являются несущими конструкциями, на которые опираются плиты, то есть необходимо проведение обследования несущей способности, в противном случае проектные работы по другим разделам грозят не годности результатов работ.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Подрядчиком документы, подтверждающие, что Подрядчик не прекращал исполнение контракта, не отказывался от исполнения обязательств по контракту, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. При этом Подрядчик взаимодействовал с Заказчиком, и сообщал ему необходимую информацию.
По вопросу возобновления работ Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика, что для возобновления работ необходимо устранить обстоятельства, которые препятствуют нормальному течению работ, а именно до сих пор не решен вопрос по дополнительному соглашению, в котором бы предусматривались все изменения к техническому заданию.
Кроме того, из представленных сторонами информации не следует, что Подрядчик отказывался от обязательств по контракту. Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта.
Комиссия полагает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения подрядчика при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Академпроект", представленную Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 04.07.2022 N 0190300010822000296 на разработку проектной документации по объекту капитального ремонта МБОУ "СШ N15", цена контракта - 6 382 371,36 рублей, (извещение N 0190300010822000296), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 марта 2024 г. N 089/06/104-158/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024