Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
<__>,
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление городского хозяйства" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 22.12.2023 N 01903000013230012510001 на оказание услуг по содержанию детских и спортивных площадок, цена контракта - 2 516 082,37 рублей, (извещение N 0190300001323001251), с ИП Буриев Ф.С., (ИНН 891105621126) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта (от 22.02.2024) следует, что 22.12.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 01903000013230012510001 на оказание услуг по содержанию детских и спортивных площадок (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 4.1.1. Исполнитель принял на себя обязательство оказать услуги в объеме и сроки, предусмотренные в настоящем контракте и приложениях к нему, с соблюдением действующих нормативно-правовых актов РФ, ЯНАО и муниципального округа Пуровский район.
В соответствии с Техническим заданием Исполнителю необходимо оказать услуги по ежедневному контролю за санитарным содержанием детских и спортивных площадок на территории г. Тарко-Сале, поддерживать надлежащее санитарное состояние в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов и паспортами на установленное оборудование.
Исполнителю необходимо организовать работу ответственных лиц, занятых на уборке территорий площадок, таким образом, чтобы уборка территорий производилась ежедневно, с учетом выходных и праздничных дней и началом оказания услуг - не позднее 07-00 час утра.
В силу пункта 5.1. Контракта Заказчик правомочен на проведение контрольных мероприятий - выездных проверок по надлежащему исполнению условий технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Письмами N89-160/295001-08/10 от 10.01.2024, N 89-160/295001-08/21 от 12.01.2024, N 89-160/295001-08/112 от 26.01.2024, N 89-160/295001-08/130 от 29.01.2024. Исполнитель был уведомлен должным образом о планируемых к проведению проверочных мероприятий.
Заказчиком по итогам осуществления проверочных действий неоднократно были зафиксированы факты ненадлежащего исполнения условий контракта Исполнителем. Об этом свидетельствуют акты проверки оказания услуг по содержанию детских и спортивных площадок от 11.01.2024, от 16.01.2024, от 29.01.2024, от 31.01.2024.
Исполнителю было направлено письмо N 89-160/295001-08/200 от 12.02.2024 года с требованием исполнить принятые на себя обязательства, так как с 27.01.2024 и по сегодняшний день услуги Буриевым Ф.С. не оказываются. С данными требованиями Исполнитель был ознакомлен 12.02.2024, но каких-либо действий по исправлению сложившихся ситуаций не предпринял.
Дополнительно, в адрес Исполнителя была направлена претензия (требование) об уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом N 89-160/295001-08/220 от 14.02.2024 года.
Данное требование было проигнорировано, денежные средства по реквизитам для уплаты штрафа Заказчику не поступали.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении и совершении умышленных действий в нарушение условий Контракта, Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 года (Далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и публичных интересов.
Согласно пункту 9.3 заключенного Контракта Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по настоящему контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Исходя из вышесказанного, учитывая, что предметом контракта является оказание услуг, социально значимых для полноценного и гармоничного развития подрастающего поколения, в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушениями принятых на себя обязательств Исполнителем.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 05.03.2024 NЕГ/782/24, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-156/2024 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что, между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт от 22.12.2023 N 01903000013230012500001 на оказание услуг по содержанию детских и спортивных площадок.
После подписания контракта Исполнителем был произведен осмотр детских и спортивных площадок - все площадки были заснежены и долгое время не убирались. Снежный покров составлял до 60 см. (Видео заснеженных площадок приложен). На данный факт представители МКУ УГХ, отвечали, что к началу исполнения контракта весь снег будет убран и вывезен. К началу действия контракта площадки так и остались не убранными и снег не вывезен.
С 01 января 2024 года работникам Исполнителя пришлось чистить и убирать весь накопившийся снег.
Площадок много, выходило до 17 работников за раз и вручную очищали все площадки. (Видео очищенных от снега площадок приложен).
03 января 2024 года Исполнителю на почту прислали Акт проверки оказанных услуг (Прилагается). Выявили целый список ненадлежащего исполнения контракта. Срок исправления дали до 8 января 2024 года. Но нигде не указали, что весь снег копился с прошлого года и неизвестно сколько.
После того, как работники произвели полную очистку площадок от снега, то отпала необходимость большим количеством людей находиться на площадках. Каждый день по утрам один-два работника проходили и производили осмотр. При необходимости подбирали мусор, чистили снег, по мере накопления снег вывозился.
Весь январь Исполнитель вел журнал производства работ. Представитель УГХ переделала весь журнал (урезала часы, количество людей), долго не согласовывала и держала у себя.
С момента подписания контракта работы нами выполнялись в соответствии с условиями контракта, что подтверждается принятыми Заказчиком документами об исполнении услуг.
Исполнитель просит Комиссию не включать сведения в Реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 9.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.12.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию детских и спортивных площадок (далее - Контракт).
22.02.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.02.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 22.02.2024 является датой надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 05.03.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт между сторонами был заключен 22.12.2023.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем условий муниципального контракта.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта, указанный факт подтверждается перепиской сторон.
Кроме того, оценив представленные доказательства Комиссия считает, что в действиях исполнителя отсутствуют безусловные, доказанные признаки недобросовестности, направленность на уклонение от исполнения контракта.
У Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнитель от исполнения контракта также не представлены.
Стороны, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязаны знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения. Заказчиком были приняты и оплачены выполненные Исполнителем услуги.
Основанием для расторжения контракта указана часть 1 статьи 782 ГК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Буриев Ф.С. (ИНН 891105621126), по обращению МКУ "Управление городского хозяйства" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 22.12.2023 N 01903000013230012510001 на оказание услуг по содержанию детских и спортивных площадок, цена контракта - 2 516 082,37 рублей, (извещение N 0190300001323001251), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 марта 2024 г. N 089/06/104-157/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024