Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Заявителя - представителей по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП Закирянова Айгуль Рафисовна на действия Заказчика при осуществлении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку ноутбука, начальная (максимальная) цена контракта - 2 370 000,00 рублей (извещение N 0390300057524000001), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - wwwzakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. от 07.03.2024) на действия Заказчика при проведении Закупки у единственного поставщика.
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте 05.03.2024
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в опубликованном протоколе подведения итогов определения поставщика от 06.03.2024 NИЗТ1 заявка (предложение) с идентификационным номером заявки 235 ИП Закиряновой А.Р. было отклонено по причине: "Непредставление информации и документов, предусмотренных пп. "в" п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заявка не соответствует требованиям, в связи с отсутствием документов, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Считает причину отклонения необоснованной, действия заказчика незаконными по следующим основаниям.
Отсутствие документа (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств, а не является основанием для отклонения.
В силу п.6 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе заявки на участие в Закупке товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе рассматривает Заказчик, а не создаваемая им комиссия.
В своих возражениях на жалобу Заказчик пояснил, что Заявка ИП Закиряновой А.Р. отклонена из-за непредставления информации и документов, предусмотренных пп. "в" п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе, в заявке отсутствуют документы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. По предложению ИП Закиряновой А.Р. Заказчик не мог идентифицировать товар, так как заявка данного Поставщика не содержала информации о товаре, планируемого к поставке (отсутствовали товарный знак, сертификат продукции и другие документы).
Так как закупка по части 12 ст. 93 Закона о контрактной системе не является конкурентной, Заказчик исходил из потребности обеспечения своих нужд (в данном случае образовательный процесс) и сформировал протокол в пользу Заявки, которая содержала информацию о конкретном товаре, планируемого к поставке, и удовлетворяла требования Заказчика.
Пунктом 1 части 12 ст. 93 Закона о контрактной системе установлено, что в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки к поставкам.
Из содержания указанного пункта следует, что предварительное предложение участника закупки должно быть сформировано до размещения заказчиком извещения о проведении Закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Однако предварительное предложение ИП Закиряновой Айгуль Рафисовны размещено на электронной торговой площадке 05.03.2024 в 15:17:59 время МСК, извещение заказчиком размещено 05.03.2024 в 14.23 время МСК (16.23 местное время), то есть после размещенного заказчиком извещения.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу подпунктам "а" и "г" пункта 1 части 12 Закона о контрактной системе в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, предусмотренных настоящей частью, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки к поставкам, в том числе:
наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона). В случае отсутствия такого документа (или его копии) такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
Из подпункта "в" пункта 5 части 12 Закона о контрактной следует, что в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с учетом положений пункта 8 настоящей части с использованием электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в закупке (с указанием присвоенных в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта порядковых номеров), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и содержащие информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 1 настоящей части, пунктом 2 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно указанной норме Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) Постановления N 878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно извещению об осуществлении закупки поставляемому товару (ноутбук) присвоен код КТРУ - 26.20.11.110-00000139. Извещение содержит исчерпывающий перечень характеристик к поставляемому товару.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком установлено ограничение на допуск товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановлением N 878.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0390300057524000001 от 06.03.2024 заявка заявителя (N 235) отклонена по следующему основанию: непредставление информации и документов, предусмотренных пп. "в" п. 5 части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено Комиссией, в силу положений подпункта "г" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заявка участника закупки в случае отсутствия такого документа (или его копии) такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
Комиссия, проанализировав заявки участников закупки товара у единственного поставщика установила, что в заявках участников закупки в отношении объекта закупки указана страна происхождения товара Китайская народная республика.
Постановлением N 878 запрет на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не установлен.
Учитывая изложенное, у заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя от участия в закупке, что указывает на нарушение заказчиком части 3 статьи 14 и подпункта "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что у заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки заявителя (N 235) от участия в закупке нашел свое подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Закирянова Айгуль Рафисовна на действия Заказчика при осуществлении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, на поставку ноутбука, начальная (максимальная) цена контракта - 2 370 000,00 рублей (извещение N 0390300057524000001), обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, подпунктf "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц (членов комиссии по осуществлению закупок) о необходимости представить в срок до 28.03.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений);
- приказ о назначении на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 29.03.2024 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 марта 2024 г. N 089/06/106-163/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024