Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 12.03.2024 N 71/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Суджастроймонтаж" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (по доверенности от 25.12.2023 N Д-18), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок": (по доверенности от 10.01.2024 N ЦЗ 1-06-03), (по доверенности от 20.02.2024 N ЦЗ31-06-75), заявителя - ООО "Суджастроймонтаж" (по доверенности от 13.03.2024 N 8), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-129/2024 по жалобе ООО "Суджастроймонтаж" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство сетей и сооружений водоснабжения в с. Ломное"" (закупка N 0826500000924000818, далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Суджастроймонтаж" (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что действия комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно, по мнению заявителя, Заказчиком допущены следующие нарушения норм Закона о контрактной системе:
1. Заказчиком при проведении Электронного аукциона в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно позиция 8 раздела II приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В качестве подтверждения соответствия вышеуказанным требованиям ООО "Суджастроймонтаж" в своей заявке на участие в закупке представило следующие документы для подтверждения опыта выполнения работ:
1) договор субподряда N 224 от 15.12.2020;
2) акт приемки законченного строительства по форме КС-11 от 20.09.2021;
3) информация о том, что копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не предоставляется, в связи с тем, что документ не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
4) реестровый номер записи из реестра договоров по 223-ФЗ из ЕИС в отношении генподрядного договора.
При этом комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки приняла решение об отказе в допуске к участию в Электронном аукционе заявки ООО "Суджастроймонтаж" по следующим основаниям: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предусмотренных подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ: договор субподряда не может являться подтверждением опыта работ по позиции 8 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", Приложение N4 "Требования к участникам закупки", Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки)".
Вместе с тем, заявитель считает, что данное решение комиссии по осуществлению закупок является неправомерным, поскольку ни одна норма Постановления N 2571, Закона о контрактной системе, а также приложения N 5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки не содержат сведений о том, что представляемый в качестве опыта выполнения работ по строительству линейного объекта договор не может являться субподрядным.
2. Также, заявитель просит проверить законность определения победителя указанной закупки, так как мнение членов комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявки с идентификационным номером 115949290 разошлось.
Уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" представило возражение на жалобу ООО "Суджастроймонтаж", в котором не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, считает, что действия председателя комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки победителя закупки являются правомерными.
Заказчик - министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области поддержало позицию, изложенную в представленных уполномоченным учреждением возражениях на жалобу ООО "Суджастроймонтаж", вместе с тем полагает, что заявка победителя закупки соответствует требованиям извещения о проведении Электронного аукциона.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Суджастроймонтаж", возражения уполномоченного учреждения, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.02.2024 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство сетей и сооружений водоснабжения в с. Ломное".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 124 272,28 рублей.
Источник финансирования: бюджет Белгородской области.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Суджастроймонтаж" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с позицией 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к закупкам на работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Согласно указанной позиции Постановления N 2571 подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ участником закупки предоставляется:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Аналогичные требования к участникам закупки установлены в приложении N 5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения сообщил, что представленный в составе заявки ООО "Суджастроймонтаж" договор субподряда не может являться подтверждением опыта работ по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 11.11.1999 N 100 акт приемки законченного строительством объекта подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика.
Комиссией установлено, что согласно Акту приемки, представленного в составе заявки ООО "Суджастроймонтаж" в качестве подтверждения опыта работ по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571 заказчиком является администрация Рыльского района Курской области, генеральным подрядчиком выступает ООО предприятие "ГРП", одним из субподрядчиков - ООО "Суджастроймонтаж".
Согласно части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Учитывая изложенное, Комиссия отмечает, договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме.
При этом документы, предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Постановления N 2571 должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки ООО "Суджастроймонтаж" соответствуют действующим требованиям Закона о контрактной системе.
2. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000924000818 от 04.03.2024 заявка с идентификационным номером 115949290 (победитель закупки) признана соответствующей требованиям извещения о проведении Электронного аукциона.
В соответствии с приказом ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" от 20.02.2024 N 958 создана и утверждена комиссия по осуществлению закупки на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство сетей и сооружений водоснабжения в с. Ломное" (далее - Приказ).
Исходя из вышеуказанного протокола и на основании Приказа председатель комиссии по осуществлению закупок принял следующее решение в отношении заявки с идентификационным номером 115949290: "Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно: документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, и предусмотренных подп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ: акта приемки объекта капитального строительства (представленные акты КС-11 и КС-14 не содержат подписей сторон) (подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", Приложение N 4 "Требования к участникам закупки", Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки)".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что в составе заявки с идентификационным номером 115949290 были представлены следующие документы и информация, подтверждающая опыт выполнения работ по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571:
- копия государственного контракта N 51 от 23.12.2022;
- письмо о том, что разрешение на ввод объекта капитального строительства не выдается в соответствии с градостроительными нормами;
- акты КС-11 и КС-14.
Вместе с тем, представленные в составе заявки акты КС-11 и КС-14 не содержат подписи сторон.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что члены комиссии по осуществлению закупок со стороны Заказчика при принятии решения о соответствии заявки участника закупки с идентификационным номером 115949290 требованиям извещения о проведении Электронного аукциона руководствовались кроме документов представленных в составе заявки информацией, размещенной в реестре контрактов ЕИС.
Также со стороны Заказчика в материалы дела были представлены копии актов КС-11 и КС-14, содержащие подписи сторон скрепленные печатью.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке рассматривает информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, представленные исключительно оператором электронной площадки.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок по признанию заявки с идентификационным номером 115949290 соответствующей требованиям извещения о проведении Электронного аукциона нарушают положения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Однако, представленные документы в составе заявки и информация содержащиеся в реестре контрактов ЕИС, подтверждает наличие опыта выполнения работ по позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571, что позволяет сделать вывод о соответствии участника закупки дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Закона контрактной системе, установленных в извещении о проведении Электронного аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Суджастроймонтаж" обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях заказчика - министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Не выдать предписание об устранении выявленных нарушений по основаниям указанных в мотировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 марта 2024 г. N 031/06/106-129/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024