Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), жалобу индивидуального предпринимателя Хирёва Михаила Викторовича на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003424001322),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Хирёва Михаила Викторовича на действия заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что техническое задание не соответствует указанному коду КТРУ и определению системы стабилографии, в соответствии с описанием номенклатуры медицинского изделия. Техническое задание составлено в нарушение требований Закона о контрактной системе, поскольку указанный в описании объекта закупки "способ регистрации движений" - "Биометрические сенсоры" и указанный ниже "метод" - "3D стабилометрия" противоречат назначению объекта закупки согласно его наименования - система стабилографии по КТРУ 26.60.12.129-00000041. Комплект устройств 3D стабилометрии без наличия платформы, предназначенной для измерения реакции опоры согласно КТРУ 26.60.12.129-00000041 системой стабилографии не является по определению.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения, на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик и уполномоченный орган просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 150 000,00 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 4" (г. Ишим).
Информация об электронном аукционе была размещена 01.03.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424001322
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru
Описанием объекта закупки (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заказчиком осуществляется закупка системы стабилографии в количестве 1 штуки, которая отнесена к коду позиции КТРУ: 26.60.12.129-00000041
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрены:
1) Условия допуска: в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N 126н;
2) Ограничения допуска: в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
При формировании объекта закупки заказчик, руководствуясь требованиями пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), использует размещенную в ЕИС в сфере закупок позицию каталога, в связи с чем обязан указать наименование товара, работы, услуги, единицу их измерения и описание товара, работы, услуги (характеристики и их значения, при наличии) в соответствии с такой позицией каталога.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
В силу пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подпункты "а" и "б" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) ограничивают вышеуказанное право заказчиков из которых прямо следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, осуществлять описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а также указывать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При закупке товара, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 заказчик не вправе в описании объекта закупки устанавливать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства товара помимо тех, которые установлены в соответствующей позиции КТРУ, а равно осуществлять описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе.
Поскольку в кодах ОКПД 2 используются иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 распространяется в том числе, на радиоэлектронную продукцию с кодом ОКПД 2 - 26.20.12.129 "Эндоскопические комплексы" (пункт 95 Перечня радиоэлектронной продукции).
Действительно, заказчик вправе самостоятельно определить применимый к описанию объекта закупки код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД 2 учитывая специфику закупки, по сути своей, данные действия не могут считаться нарушением законодательства о контрактной системе до тех пор, пока не будет установлено, что указанные действия заказчика способствовали обходу заказчиком установленных запретов и ограничений в рамках действия национального режима осуществления государственных и муниципальных закупок регламентируемого соответствующими Постановлениями Правительства РФ.
Позиция КТРУ 26.60.12.129-00000041 подлежит обязательному применению заказчиками начиная с 01.07.2019. Поскольку извещение об осуществлении закупки с реестровым номером 0167200003424001322 размещено 01.03.2024. Следовательно, заказчиком к описанию объекта закупки правомерно применена действующая позиция КТРУ 26.60.12.129-00000041.
Следует отметить, что если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Поскольку в позиции КТРУ 26.60.12.129-00000041 характеристики товара отсутствовали, в этой связи, заказчиком правомерно осуществлялось описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе.
Позиции КТРУ с описанием медицинских изделий формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 N 4н, и в силу подпункта "д" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога в составе справочной информации содержат информацию об отнесении таких медицинских изделий к соответствующему виду номенклатурной классификации медицинского изделия (далее - НКМИ).
Указанная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Кроме того, на рынке стабилометрии представлены как минимум два производителя, выпускающие инерциальные сенсоры с поддержкой метода 3D-стабилометрии: ООО "Неврокор" и ООО "Нейрософт", модели: "Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений "Балфит", "Комплекс для диагностики, лечения и реабилитации больных с двигательной патологией "Биокинект" и "Система для диагностики двигательной патологии и восстановительного лечения методом биологической обратной связи "Стэдис".
Довод заявителя о том, что комплект устройств 3D стабилометрии без наличия платформы, предназначенной для измерения реакции опоры системой стабилографии не является не подтвержден какими-либо доказательствами.
Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Хирёва Михаила Викторовича необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 марта 2024 г. N 072/06/44/38/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024