Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Клин-Сервис" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2023 на оказание услуг по уборке (ИКЗ: 233720403431472030100100320018121244),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) поступило обращение МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Клин-Сервис".
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, общества, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела администрацией города Тюмени по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000523000542) на оказание услуг по уборке с победителем указанной закупки - ООО "Клин-Сервис" заключен контракт от 20.07.2023 на сумму 725 320,95 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта- 1 017 424,32 рублей.
Согласно дополнительному соглашению от 29.12.2023 N 4 к контракту от 20.07.2023 полномочия Заказчика переданы МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее также -Заказчик).
Согласно п. 1.2 контракта исполнитель обязался оказать услуги по уборке (далее - услуги) согласно Расчету цены контракта (Приложение N1 к Контракту), Технологической инструкции по уборке (Приложение N2 к Контракту), а Заказчик обязался принять и оплатить эти услуги в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом.
Срок оказания услуг: с 01.01.2024 г. по 30.11.2025 г. (п. 3.1 контракта).
Приложением N 1 к контракту определены эпапы исполнения контракта с 01.01.2024 г. по 30.11.2025 г.
Место оказанияуслуг: г.Тюмень, ул. Дзержинского, 62/4, ул. Урицкого,28/1.
Приложение N 2 к контракту содержит Технологическую инструкцию по уборке.
Приложением N 2 к контракту определен тип уборки помещения: ежежневная поддерживающая, ежедневная основная, генеральная, интенсивная. Способ уборки: механизированный, ручной.
Ежедневная основная уборка, в соответствии с п.7 Приложения N 2 к контракту должна осуществляться ежедневно с 18-00 по 21-00 часов, кроме субботы и воскресенья).
Как пояснил представитель заказчика, а также следует из решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта от 27.02.2024 по состоянию на 27.02.2024 Исполнителем допущено 10 зафиксированных нарушений условий контракта:
01.02.204 и 02.02.2024 ежедневная основная уборка помещений (ул. Дзержинского, 62/4) в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 05.02.2024;
05.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 06.02.2024;
07.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 07.02.2024;
14.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 15.02.2024;
16.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 19.02.2024;
19.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 20.02.2024;
20.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 21.02.2024;
22.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 26.02.2024;
26.02.2024 влажная уборка (ул. Дзержинского, 62/4), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 27.02.2024;
26.02.2024 влажная уборка (ул. Урицкого,28/1), в рамках ежедневной основной убоки помещений, в соответствии с Технологической инструкцией по уборке , не осуществлялась, о чем составлен Акт от 27.02.2024;
27.02.2024 МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.07.2023 на оказание услуг по уборке, которое вступило в законную силу 12.03.2024.
Также МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" было установлено, что 29.02.2024 влажная уборка на площади 561,70 м2 не осуществлялась, о чем составлен соответствующий Акт от 01.03.2024.
В свою очередь представитель общества указал, что в феврале 2024 года у Исполнителя возникли сложности с персоналом для оказания услуг уборки в вечернее время, персонал отказывался оказывать услуги по уборке помещений заказчика в вечернее время в связи с большой проходимостью людей в здании заказчика, в утренее время услуги по уборке помещений заказчика оказывались Исполнителем надлежащим образом.
С марта 2024 Исполнитель принял меры по устранению нарушений условий контракта, услуги по уборке здания оказывались, но при этом со стороны Заказчика в марте была направлена претензия о неоказании услуг, с которой Исполнитель не согласен. Заказчику было направлено письмо о предоставлении Исполнителю подтверждения о неоказании услуг, на которое ответ Исполнитель не получил.
Представитель Заказчика пояснил, что в марте 2024 года услуги по уборке оказывались Исполнителем частично (периодически), факты неоказания (ненадлежащего оказания) услуг Заказчиком не фиксировались. В связи с ненадлежащим оказанием Исполнителем услуг по уборке Заказчиком в марте 2024 был заключен договор с иной организацией для оказания данных услуг по уборке.
Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 11.3 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 27 февраля 2024 года и получено им в этот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 27.02.2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована заказчиком 12.03.2024 г.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Постановлением от 30.06.2021 N 1078 Правительство Российской Федерации утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия отмечает, что включение сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не является автоматическим правовым последствием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта, поскольку служит исключительной, специальной мерой ответственности, требующей достаточных оснований.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований законодательства о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от исполнения контракта, несоблюдение условий контракта, существенности допущенного нарушения и его последствий.
Комиссия отмечает, что представитель общества в заседании Комиссии указал, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта (27.02.2024-11.03.2024) им были приняты меры для устранения нарушений условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, что в свою очередь документально не опровергнуто Заказчиком, учитывая, что факты неоказания либо ненадлежащего оказания услуг Заказчиком в марте 2024 не фиксировались; а услуги по уборке помещений Заказчика в марте уже оказывались также и иной организацией.
Комиссия Тюменского УФАС России не считает, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а лишь приходит к выводу о том, что в материалах дела не имеется достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Исполнитель должен быть подвержен такой строгой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и прочее). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией Тюменского УФАС России не установлено.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МКУ "Служба заказчика и технического контроля за строительством (реконструкцией), ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства" в отношении ООО "Клин-Сервис" (ИНН 3812537860, КПП 381201001, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона на оказание услуг по уборке (реестровый номер закупки 0167300000523000542) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 марта 2024 г. N РНП-72-39/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024