Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика ГБУ РС (Я) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" (далее также - ГБУ РС (Я) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Дрянных Евгения Владимировича (далее - ИП Дрянных Е.В., заявитель): ... (индивидуальный предприниматель),
рассмотрев посредством web-видеоконференции жалобу индивидуального предпринимателя Дрянных Евгения Владимировича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" при проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку: Машина сушильная (извещение N 316200014124000002), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Дрянных Е.В. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Дрянных Е.В. следует, что заявка участника, соответствующая требованиям извещения, была неправомерно отклонена.
Просит признать жалобу обоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 316200014124000002 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 04.03.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренного частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 537 607,00 рублей;
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, из них 0 (ноль) заявок признаны соответствующими требованиям, 2 (две) заявки отклонены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Дрянных Е.В. обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N 0316200014124000002 от 05.03.2024 следует, что заявки участников закупки отклонены в связи с тем, что выбран неверный способ определения поставщика со стороны Заказчика, так как характеристики КТРУ не позволяют поставку необходимого оборудования.
Подпункту "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей. Закупка товара в соответствии с настоящей частью осуществляется в следующем порядке:
6) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информацию, указанную в пунктах 1 - 3, 9, 10, 13, 15, 17, 18 и 24 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
в) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав. Предусмотренный настоящим подпунктом срок поставки товара исчисляется календарными днями и указывается в извещении об осуществлении закупки в календарных днях;
г) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;
д) требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные частями 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии);
е) требование, устанавливаемое в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии);
Согласно пункту 4 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, предусмотренное пунктом 3 настоящей части, должно содержать проект контракта, а также обоснование цены контракта у единственного поставщика. Внесение изменений в такое извещение не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что Заказчиком использована позиция КТРУ 27.51.13.120-00000001 "Машина сушильная".
Согласно структурированного описания объекта закупки (далее - ООЗ), оспариваемые заявителем характеристики установлены следующим образом:
Из пояснений заказчика следует, что описание объекта закупки установлено по характеристикам КТРУ. Вместе с тем поскольку закупка проводится в порядке части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, функционал Единой информационной системы в сфере закупок возможности установить ООЗ в соответствии с потребностями заказчика не предоставило. Также возможности внести изменения, либо отменить процедуру функционал также не предоставило.
Так, заказчику требуется к поставке сушильная машина с загрузкой белья 30 кг, при этом, значений характеристики позиции КТРУ соответствующей потребностям заказчика не имеется.
Заказчик понял, что выбрал неверный способ определения поставщика только после опубликования извещения, в связи с изложенным было принято решение отклонить все поданные заявки на участие в закупке.
Данная закупка проводится в рамках подготовки к предстоящим международным спортивным играм "Дети Азии", в связи с чем в целях эффективного использования бюджетных средств заказчиком принято решение разместить данную закупку конкурентным способом.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором электронной площадки сведений и документов установлено, что заявки участников представлены в соответствии с требовпаниям извещеняи о проведвении закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчик неправомерно отклонил заявку на участие в закупке, в его действиях усматривается нарушение подпункта "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Жалоба признана обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В силу части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информацию, указанную в пунктах 1 - 3, 9, 10, 13, 15, 17, 18 и 24 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
в) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав. Предусмотренный настоящим подпунктом срок поставки товара исчисляется календарными днями и указывается в извещении об осуществлении закупки в календарных днях;
г) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;
д) требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные частями 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии);
е) требование, устанавливаемое в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии);
Согласно пункту 4 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, предусмотренное пунктом 3 настоящей части, должно содержать проект контракта, а также обоснование цены контракта у единственного поставщика. Внесение изменений в такое извещение не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что заказчиком описание объекта закупки установлено в соответствии с позицией КТРУ 27.51.13.120-00000001 "Машина сушильная".
Из пояснений заказчика следует, что заказчику требуется к поставке сушильная машина с загрузкой белья 30 кг, при этом, значений характеристики позиции КТРУ соответствующей потребностям заказчика не имеется, в связи с чем описание объекта закупки было сформировано со значением характеристики "Номинальная (максимальная) загрузка белья > 20 Килограмм". Заказчик понял, об ошибке только после опубликования извещения.
В связи с изложенным заказчик обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) с обращением от 06.03.2024 года о выдаче предписания об отмене закупки.
Согласно письму Министерства финансов России от 10.08.2023 N 24-03-06 75075 если описание объекта закупки, содержащее характеристики товара, не сформировано и не включено в позицию каталога, возможность реализации положений подпункта "в" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отсутствует, поскольку в этом случае указать в извещении об осуществлении закупки характеристики закупаемого товара с использованием каталога невозможно.
В этой связи Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что закупка товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляется при наличии в каталоге позиции, содержащей описание объекта закупки, включающее характеристики товара. Законом не предусмотрено возможности указания дополнительных, непредусмотренных в позиции КТРУ характеристик, при осуществлении закупок такого вида.
Таким образом, с учетом принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок установленный заказчиком способ определения поставщика не позволяет приобрести товар, соответствующий потребностям заказчика
С учетом вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком установлен ненадлежащий способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В указанных действиях заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 24, части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Указанные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Дрянных Евгения Владимировича на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" при проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку: Машина сушильная (извещение N 316200014124000002) обоснованной.
2. Признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" при проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку: Машина сушильная (извещение N 316200014124000002) нарушившей подпункт "а" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой поверки признать заказчика Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Служба эксплуатационно-технического обеспечения" при проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку: Машина сушильная (извещение N 316200014124000002) нарушившей часть 1 статьи 24, часть 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2024 г. N 014/06/93-327/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2024