Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок - Ларшутин Р.С.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ Республиканский центр торговая
- Латыпова Д.Ф. (доверенность).
Заказчик: МБОУ ООШ с.Угузево МР Бирский район РБ
- без участия.
Заявитель: ООО "УК Альянс"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "УК Альянс" (вх. 3773/24 от 11.03.2024) на
действия МБОУ ООШ с.Угузево МР Бирский район РБ при определении поставщика путем проведения закупки N0801500001124000194.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно оценка заявок нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0801500001124000194.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что рассмотрение заявок осуществлено не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. а) п.1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Объектом закупки и предметом контракта является "Капитальный ремонт здания МБОУ ООШ с. Угузево МР Бирский район РБ, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Бирский р -н, с. Угузево, ул. Коммунистическая, 33 б.".
Порядок оценки заявок участников закупки определен постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604)
В Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Федеральным законом и инструкция по ее заполнению установлено следующее:
5.3 |
Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона (В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами): |
|
|
5.4 |
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, если участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - участники закупки), вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами". |
ПРИМЕНЯЕТСЯ |
|
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2024 NИЭОК1:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором, дата и время регистрации |
Решение о соответствии или об отклонении заявки |
Обоснование решения об отклонении заявки |
Предложение о цене, руб. |
Снижение цены, % |
Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок |
1 |
10, 29.02.2024 19:45:34 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
30555640.34 |
- 10.50 % |
1 |
2 |
4, 29.02.2024 08:12:26 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
32433000.00 |
- 5.00 % |
2 |
3 |
5, 29.02.2024 12:12:59 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
32945466.96 |
- 3.50 % |
3 |
4 |
8, 29.02.2024 15:32:41 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
30384938.44 |
- 11.00 % |
4 |
5 |
6, 29.02.2024 12:16:44 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
33969678.37 |
- 0.50 % |
5 |
6 |
9, 29.02.2024 17:35:33 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
26288092.81 |
- 23.00 % |
6 |
7 |
2, 22.02.2024 19:53:13 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
34140000.00 |
- 0.00 % |
7 |
8 |
3, 28.02.2024 15:49:25 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
31579000.00 |
- 7.50 % |
8 |
9 |
1, 19.02.2024 12:58:36 (MSK+00:00) |
Соответствует |
|
31750553.65 |
- 7.00 % |
9 |
|
7, 29.02.2024 13:25:46 (MSK+00:00) |
Отклонить |
несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ
Причина несоответствия: несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ не представлены документы согласно ч. 2 ст. 31 ФЗ 44 |
|
|
|
|
11, 01.03.2024 01:04:29 (MSK+00:00) |
Отклонить |
выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке
Причина несоответствия: п.8 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке". Участник закупки в качестве подтверждения опыта согласно ПП 2571 приложил договор генерального подряда от 17.09.2018 г. N 18-02/962. Вместе с тем, согласно письму от 05.03.2024 N 10-1528 такой договор не существует.
Приложенный файл: doc08548220240305110808.pdf [ссылка] |
|
|
|
В электронном документе к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" предусмотрены критерии оценки заявок участников:
1) "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (значимость показателя оценки процентов 60);
2) "квалификация участников закупки, в том числе у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя оценки процентов 40).
Критерий "квалификация участников закупки, в том числе у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусматривает:
- показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (значимость показателя оценки процентов 100);
- детализирующий показатель оценки "характеристика квалификации участников закупки N 1(общая цена исполненных участником закупки договоров) (значимость показателя оценки процентов 40);
- детализирующий показатель оценки "характеристика квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) (значимость показателя оценки процентов 60);
Раздел III. "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" прописывает следующее:
По критерию оценки заявок участников "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - "заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов".
По критерию оценки заявок участников "квалификация участников закупки, в том числе у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается:
Критерий оценки "Квалификация участников закупки" 3.1. Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель: характеристика квалификации участников закупки N1: Общая цена исполненных участником закупки договоров.
характеристика квалификации участников закупки N2: Общее количество исполненных участником закупки договоров
|
Подпункт "в" пункта 24 Положения Требования к документам для оценки показателя: Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов): 1) контракту, предусмотренному ч. 16 ст. 34 Федерального закона N44 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); 2) контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; 3) контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона N44-ФЗ; 4) договор, не относящийся к контрактам, указанным в пунктах 1-3 и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы. 1) исполненный договор (договоры); 2) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); - последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ; - к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31 Положения, а именно: к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. - к оценке принимаются исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Каждый контракт/договор должен быть исполнен участником закупки в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в таком контракте/договоре. Предельно необходимое максимальное количественное значение, которое подлежит оценке в рамках характеристики квалификации участников закупки N1: "Общая цена исполненных участником закупки договоров", составляет 400 000 000 (четыреста миллионов) рублей. Предельно необходимое максимальное количественное значение, которое подлежит оценке в рамках характеристики квалификации участников закупки N2: "Общее количество исполненных участником закупки договоров", составляет 40 контрактов. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии). Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). Оцениваются представленные участником закупки договоры, которые приложены в составе заявки и указаны в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (Приложение 1 к критериям оценки). Не предоставление рекомендуемой формы не является основанием не оценивать представленные документы. |
В рассматриваемой закупке приняло участие 9 заявок.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса от 6 марта 2024 года конкурсная комиссия признала победителем участника под идентификационным номером заявки 10 - Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", с учетом снижения цены 10,50 % (ценовое предложение 30 555 640, 34 руб.) итоговый балл составил 88,03. (См. приложение: Таблица контрактов/договоров зачтенных/незачтенных Победителю ООО "Сфера").
Заявитель жалобы под идентификационным номером заявки 4 представил в качестве подтверждения необходимого опыта выполнения работ 48 контрактов/договоров. С учетом снижения цены на 5% (ценовое предложение составило 32 433 000,00 руб.), конкурсная комиссия оценила заявку в 85,97 баллов.
Комиссией по осуществлению закупки были оценены заявки участников электронного аукциона в соответствии с теми требованиями, которые установлены в извещении о проведении закупки, оснований для признания заявок участников закупки, не соответствующим положениям документации у комиссии по осуществлению закупок не имелось.
Таким образом, комиссия Заказчика рассмотрела заявки в соответствии с порядком и требованиями, установленными в извещении о закупки.
Жалоба признается необоснованной.
Согласно ст.14.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.
Для проверки достоверности представленных в заявках участников сведений об опыте выполнения аналогичных работ Башкортостанским УФАС России направлен запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан.
УФНС России по Республики Башкортостан предоставило информацию, согласно которой в заявках ООО "СФЕРА" (ИНН 0225010801), ООО "Филком" (ИНН 0274143297) содержатся контракты (договоры), хозяйственные операции по которым не нашли отображение в книгах покупок и продаж данных хозяйствующих субъектов.
Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации (статья 14.1 Закона), а также путем введения в заблуждение (статья 14.2 Закона).
При разграничении указанных составов недобросовестной конкуренции следует учитывать, что статьей 14.1 Закона о защите конкуренции охватывается распространение недостоверных (ложных, неточных или искаженных) сведений хозяйствующим субъектом в отношении конкурентов, а статьей 14.2 Закона о защите конкуренции - в отношении своей собственной деятельности и (или) своих товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Закон о защите конкуренции признает недобросовестной конкуренцией любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассмотренной ситуации заявка содержала недостоверные сведения. Действия общества по представлению недостоверных сведений направлены на получение необоснованных преимуществ перед иными хозяйствующими субъектами, потенциально претендовавшими на заключение договоров, что свидетельствует о нарушении обществом требований Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Указанный вывод не противоречит вектору правоприменительной практики, в частности Верховный суд РФ в пункте 11 своего обзора судебной практики утвержденной Президиумом ВС РФ от 16.05.2018 года придерживался идентичной позиции.
Вследствие своего недобросовестного поведения, нарушив нормы Закона о защите конкуренции, Общества, действуя осознанно, в обход действующего Законодательства, используя несуществующий договор, представило заведомо недостоверные сведения с целью осуществления участия в закупке.
Пунктом 9.2. Письма ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета" установлено, что статьей 14.2 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, при этом запрещается вводить в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов).
Введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в дискредитации, а позитивной, и ее содержание касается деятельности самого распространителя и (или) его товара. Однако, как в том, так и в рассматриваемом случае, распространяемая информация для признания действий актом недобросовестной конкуренции должна не соответствовать действительности.
Предоставление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции (п.11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года No 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года).
Следовательно, в действиях участников закупки усматриваются признаки недобросовестной конкуренции.
Таким образом, комиссия принимает решение передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях участников признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая, что участники закупки представили недостоверные сведения, результаты закупки подлежат пересмотру.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО УК "Альянс" необоснованной.
2. Заказчику выдать предписание.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии в действиях ООО "СФЕРА" (ИНН 0225010801), ООО "Филком" (ИНН 0274143297) признаков нарушение антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Ларшутин Р.С.
Шайхуллин В.Э..
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14 марта 2024 г. N ТО002/06/106-394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.03.2024