Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 2844-ИП/24 от 12.03.2024) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение (путем купли - продажи) жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 14.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 461 403,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком неправомерно отказано в удовлетворении протокола разногласий по внесению изменений в проект контракта.
Из материалов дела следует, что 14.02.2024 Заказчик разместил извещение по настоящей закупке.
21.02.2024 17:09 (МСК) Участник направил заявку на участие от лица ИП Кудрявцев А.В.
29.02.2024 14:54 (МСК) в адрес Участника по средствам электронной площадки Заказчиком направлен проект контракта.
07.03.2024 21:35 (МСК) от Участника в адрес Заказчика потупил протокол разногласий N 0145300016524000015000102, в котором содержалась информация на необходимость изменить продавца с Кудрявцева А.В. на Борисову Н.С. с приложением доверенности от Борисовой Н.С., которая наделила ИП Кудрявцева А.В. полномочиями продажи квартиры, а также выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности Борисовой Н.С и реквизиты Борисовой Н.С.
12.03.2024 10:49 (МСК) Заказчиком направлен повторно проект контракта с приложением документа "Ответ на протокол разногласий" из содержания которого следует, что Заказчик отказал во внесений изменений в проект контракта в части изменения наименования продавца и банковских реквизитов, а именно: "Согласно ч. 5 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных указанным Законом информации и документов допускаются после регистрации в ЕИС и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии со ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ. Допуск к участию в электронной процедуре заявки лица, не зарегистрированного в ЕИС и не аккредитованного на электронной площадке, противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ.
Лицом, зарегистрированным в ЕИС и аккредитованным соответственно на электронной площадке, является участник электронного аукциона Кудрявцев Антон Владимирович.
Собственник квартиры Борисова Н.С. не является лицом, зарегистрированным в ЕИС и аккредитованным соответственно на электронной площадке, и не является участником электронного аукциона.
Представитель собственника объекта недвижимости на основании доверенности может подавать заявку на участие в закупке, подписывать контракт, а также совершать иные действия от имени такого собственника, связанные с участием последнего (собственника) в закупке, при наличии регистрации собственника - участника закупки в ЕИС и его аккредитации на электронной площадке.
Собственник квартиры вправе принимать участие в закупках лично либо в силу ч. 3 ст. 27 Закона N 44-ФЗ через своего представителя при наличии регистрации собственника - участника закупки в ЕИС и его аккредитации на электронной площадке. Собственник обязан пройти регистрацию на ЕИС и аккредитацию на электронной торговой площадке, после чего вправе выдать доверенность, в силу которой представитель будет действовать от имени собственника, а не от своего имени.
Представитель собственника объекта недвижимости, в частности риелтор, может подавать заявку на участие в закупке и подписывать контракт от имени такого собственника (на основании доверенности и в пределах предусмотренных ей правомочий), при наличии регистрации собственника - участника закупки в ЕИС и его аккредитации на электронной площадке".
14.03.2024 11:26 (МСК) в ЕИС размещен подписанный сторонами контракт.
Не согласившись с действиями Заказчика ИП Кудрявцев А.В. обратился с жалобой в Ленинградское УФАС России.
Комиссия не поддерживает довод Заявителя о том, что Заказчик был обязан внести изменения в проект контракта на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно подпункту "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
То есть при формировании проекта контракта Заказчик ориентируется на сведения о поставщике, включая его наименование, адрес его регистрации, ИНН, реквизиты счета для перечисления денежных средств, указанные в заявке поданной победителем.
Участие участника закупки в электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком с использованием единой информационной системы, электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе информации и документов допускаются после регистрации в единой информационной системе и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии со статьей 24.2 федерального закона 44-ФЗ.
Комиссия проанализировав заявку ИП Кудрявцева А.В. отмечает, что она не содержит указаний на то, что фактическим собственником квартиры он не является.
Лицом, зарегистрированным в ЕИС и аккредитованным на электронной площадке является участник закупки ИП Кудрявцев А.В, заявка на участие в аукционе от которого была подана - 21.02.2024.
Доверенность от Борисовой Н.С. в адрес ИП Кудрявцева А.В. выдана 06.03.2024, уже после подведения итогов (26.02.2024) и не содержит номера закупок на участие, в которых передаёт право участвовать в аукционах, которые на тот уже момент были завершены.
Таким образом на этапе подачи заявки у ИП Кудрявцева А.В. и Борисовой Н.С. отсутствовала доверенность о наделении полномочий на совершение действий в закупках с правом подписывать за неё электронной подписью все необходимые документы.
Таким образом, ИП Кудрявцев А.В., подавая заявки на участие в аукционах, подтвердил свое согласие подписать контракт от своего имени и поставить товар на условиях, предусмотренных извещением о проведении аукциона.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости однокомнатная квартира по адресу зарегистрирована на Борисову Н.С., но в заявке участника эта информация отсутствует.
Таким образом Заказчиком правомерно отказано во внесении изменений в проект контракта поскольку Заказчику в ходе проведения процедуры закупки и до момента направления в его адрес протокола разногласий не было известно о фактическом отсутствии у ИП Кудрявцев А.В. права собственности в отношении жилого помещения (квартиры), являющейся предметом закупки.
Аргументы Заявителя о том, что представитель собственника объекта недвижимости, в частности риелтор, может подавать заявку на участие в закупке и подписывать контракт от имени такого собственника (на основании доверенности и в пределах предусмотренных ей правомочий), при наличии регистрации собственника не основан на правильном применении норм права, отклоняется Комиссией Ленинградского УФАС России, поскольку заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе была подана не от имени собственника, владеющего недвижимым имуществом, а от своего имени и без доверенности.
Аналогичная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2019 по делу N А52-548/2018: "Судами установлено, что заявка на участие в электронном аукционе подана Поповым А.С. 04.10.2018. В данной заявке Попов А.С. указал предлагаемый к закупке объект - квартиру в городе Печоры и основные характеристики жилого помещения. Одновременно продекларировал в разделе "оборудование квартиры", что квартира свободна от любых прав и притязаний третьих лиц, не обременена, выписка из лицевого счета и выписка из ЕГРН передадутся до подписания контракта. Квартира зарегистрирована на поставщика в установленном порядке (наличие выписки из ЕГРН), не имеет ограничений и обременений.
Во второй части заявки Попов А.С. подтвердил свое соответствие требованиям пунктов 3 - 9 части статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем аукционной комиссией Министерства принято решение заключить контракт с Поповым А.С. (протокол от 05.10.2018).
При разрешении вопроса о заключении государственного контракта Министерство проанализировало представленные Поповым А.С. документы и установило, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2015 серии 60-АЗ N 224421 и выписке из ЕГРН от 08.10.2018 собственником квартиры является Федорова Л.В.
На основании выданной Федоровой Л.В. на имя Попова А.С. нотариально оформленной доверенности от 08.10.2018 N 60 АА 0684205 Попов А.С. уполномочен продать квартиру, но от имени и в интересах Федоровой Л.В.
Установив, что Попов А.С. не является собственником квартиры, не может выступать поставщиком, то есть стороной по государственному контракту, Министерство приняло решение об отказе от заключения контракта.
Оценив данные действия Министерства, суды обоснованно признали их не противоречащими требованиям Закона N 44-ФЗ.
На основании части 3 статьи 27 Закона N 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю физическое лицо (собственник квартиры - Федорова Л.В.) вправе была по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности). При этом поверенный (в данном случае Попов А.С.) должен был действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры - участника электронного аукциона).
Однако заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе была подана Поповым А.С. не от имени собственника, владеющего недвижимым имуществом, - Федоровой Л.В., а от своего имени, тогда как он не являлся собственником объекта недвижимого имущества, выступающего предметом закупки.
Федорова Л.В. (собственник квартиры) участие в аукционе, в том числе через своего представителя, не принимала. Следовательно, у Министерства не имелось оснований для заключения с Федоровой Л.В. государственного контракта на покупку принадлежащей ей на праве собственности квартиры".
В настоящее время сторонами Контракт Заключен, а стороны подтвердили, что у Заявителя есть сроки для переоформления права собственности на недвижимость на Кудрявцева А.В., что делает обязательства исполнимыми.
Таким образом, Заказчиком правомерно отказано в удовлетворении протокола разногласий, предполагающий смену продавца по контракту.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кудрявцев А.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 марта 2024 г. N 047/06/51-598/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2024