Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Локосмед" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии имени академика В.И. Краснопольского" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на техническое обслуживание медицинского оборудования (извещение N 0348200068124000008 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 03.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 967 114,53 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 11.03.2024.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствие с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) подлежит лицензированию.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" утверждены Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий).
Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Перечень), утвержден Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий.
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
1. Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения:
ортопедические медицинские изделия;
гастроэнтерологические медицинские изделия;
реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия;
медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
стоматологические медицинские изделия;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
нейрологические медицинские изделия;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
офтальмологические медицинские изделия;
медицинские изделия для оториноларингологии;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для in vitro диагностики;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
урологические медицинские изделия;
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии).
2. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
хирургические инструменты, системы и сопутствующие медицинские изделия;
медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека;
офтальмологические медицинские изделия;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенотерапии);
радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии);
радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии);
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза.
3. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 3 потенциального риска применения:
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является техническое обслуживание медицинского оборудования.
1) Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"В рамках приведенного перечня оборудования для оказания услуг по контракту предполагается наличие лицензий со следующими видами групп МИ:
3.1.1. Техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения:
вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
урологические медицинские изделия;
3.1.2. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
хирургические инструменты, системы и сопутствующие медицинские изделия;
сердечно-сосудистые медицинские изделия;
физиотерапевтические медицинские изделия;
медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
анестезиологические и респираторные медицинские изделия;
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза.
3.1.3. Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 3 потенциального риска применения:
урологические медицинские изделия;
медицинские изделия, предназначенные для афереза".
Заказчиком в Описании объекта закупки установлен перечень изделий медицинской техники, подлежащих техническому обслуживанию, согласно которому обслуживанию подлежит, в том числе "Прибор для регистр.слухов.вызван.потенциалов и отоакустич.эмиссии с принадлежностями ERO SCAN (пож.)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления требования о наличии лицензии на медицинские изделия для оториноларингологии вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за нарушение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Наличие у участника определения поставщика лицензии на право ведения деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (Федеральный закон N99-ФЗ)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень разрешенных видов деятельности в составе лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"3.3. При замене запасных частей должны применяться только оригинальные запасные части фирмы-производителя данного оборудования или запчасти, официально разрешенные производителем для применения".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с п. 11(1) особенностей обращения мед изделий допускается проведение ТО комплектующих и принадлежностей, не предусмотренных эксплуатационной документацией производителя, если безопасность использования подтверждена ФГБУ "ВНИИМТ". Сведения о комплектующих или принадлежностях медицинского изделия, не предусмотренных в их технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя), публикуются на официальном сайте учреждения в сети ''Интернет''.
Приказом Росздравнадзора от 16.05.2023 N 2983 утверждены, в том числе перечень сведении о комплектующих или принадлежностях медицинского изделия, не предусмотренных в их технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя), публикуемых на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения ''Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники'' Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети ''Интернет''.
Вместе с тем, до настоящего времени на сайте ВНИИМТ отсутствуют сведения, позволяющие установить медицинские наличие комплектующих принадлежностей медицинского изделия, не предусмотренного технической и эксплуатационной документацией.
Таким образом, Заказчик не имеет возможности оценить включено ли оборудование, предусмотренное описанием объекта закупки в перечень таких комплектующих или нет.
Одновременно с этим, при наличии условий, установленных Постановлением, в том числе наличием перечня, выполнение работ с такими комплектующими будет обоснованным и законным и это не требует установления дополнительного требования со стороны Заказчика".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Описании объекта закупки подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"2.2. Техническое обслуживание (ТО) - Комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТО проводится с целью увеличения продолжительности срока эксплуатации МТ с оптимальными рабочими характеристиками, своевременного обнаружения и устранения дефектов и планирования Заказчиком точной суммы расходов на эксплуатацию МТ посредством:
Контроля технического состояния (ГОСТ 20911-89) МТ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В описании объекта закупки Заказчиком указан ГОСТ 20911-89 в качестве источника термина "Контроль технического состояния". ГОСТ 20911-89 является действующим и не отменен".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходи к выводу, что действия Заказчика в части установления пункта 2.2 Описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3) Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"4.1. Качество технического обслуживания медицинской техники должно обеспечиваться:
выполнением работы (оказанием услуги) в соответствии с требованиями групповых (ГТК), типовых (ТТК) технологических карт, методик обслуживания и нормативно-технической и эксплуатационной документации;
выполнением работы (оказанием услуги) с привлечением квалифицированного персонала, прошедшего профессиональную подготовку, в том числе на фирме-производителе;
применением аттестованного технологического и испытательного оборудования, а также поверенного контрольно-измерительного оборудования (подтверждается сертификатами в течение первого этапа выполнения работ и каждый раз при проведении КТС)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Единственной характеристикой, подтверждаемой документов выступает применением аттестованного технологического и испытательного оборудования, а также поверенного контрольно-измерительного оборудования, которое подтверждается сертификатами. Иных требований, которые подтверждаются документами указанным разделом не предусмотрено.
Таким образом, в целях подтверждения соответствия требованиям, установленным пунктом 1 Описания объекта закупки выступают сертификаты в отношении поверенного контрольно-измерительного оборудования".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходи к выводу, что действия Заказчика в части установления пункта 4.1 Описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не определен объем и сроки поставки товара.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является техническое обслуживание медицинского оборудования.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен код КТРУ 33.13.10.000-00000003 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию электронного и оптического оборудования".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки разделом 8 регламентированы Требования к объему выполняемой работы (оказываемой услуги), в том числе следующие:
"Объем выполняемой работы (оказываемой услуги) определяется исходя из перечня и количества МТ из раздела 11, описания видов работ (услуг) и их периодичности из раздела 8 и 10 настоящего ТЗ.
количество визитов для ТТО каждой единицы МТ- не реже 1-ого раза в месяц
количество визитов для ПТО каждой единицы МТ- не реже 1-ого раза в квартал
количество визитов для КТС всей МТ- не реже 5 (пяти) раз в неделю с 08:00 часов до 16:00 часов постоянной бригадой специалистов в составе не менее 2 (двух) человек".
Кроме того, заказчиком в Описании объекта закупки установлен перечень и количество оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, перечень услуг, оказываемых в ходе технического обслуживания оборудования, перечень обязательных ремонтных работ.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений Описания объекта закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Локосмед" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 15.03.2024 N 050/06/105-7547/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 марта 2024 г. N 050/06/105-7547/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024