Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Профавто" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 154 федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса "В", оснащенный медицинским оборудованием (извещение N 0348100045924000006 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) дата начала подачи заявок - 04.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 265 650 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 12.03.2024.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием".
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием" установлены, в том числе следующие характеристики:
"Указать:
Модель_________________
Номер Регистрационного удостоверения Росздравнадзора______________
Производитель___________
Страна Происхождения__________________".
При этом, Комиссия отмечает, что требования Технического задания для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием" по показателю "Модель", "Номер Регистрационного удостоверения Росздравнадзора", "Производитель", "Страна Происхождения" не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара, в связи с чем, установление Заказчиком указанных требований к товарам является неправомерным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки - документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В силу пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является поставка автомобиля скорой медицинской помощи класса "В", оснащенный медицинским оборудованием.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"3 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия или реквизиты регистрационного удостоверения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что порядок установление требования о предоставлении копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие устанавливается в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в составе извещения о проведении Аукциона не представлено разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень Постановление N 616).
Согласно пункту 3 Постановления N 616 запреты, установленные в пункте 1 настоящего Постановления, не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
- в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Запрет |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" |
Присутствуют |
наличие разрешений на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации . |
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"3. Утверждение Заявителя о не применении запрета устанавливаемого Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 616) не соответствует фактическим обстоятельствам. Так в разделе 3 Извещения - "Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Ограничения и запреты указано: Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона о контрактной системе".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления положений извещения о проведении Аукциона подобным образом не ограничивают количество участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка автомобиля скорой медицинской помощи класса "В", оснащенный медицинским оборудованием.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Техническом задании для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием" установлены, в том числе следующие характеристики:
"Дефибриллятор с автоматическим (для общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи) и синхронизированным (для общепрофильной врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи и специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи) режимами, с наличием взрослых и детских электродов, шт;
Аппарат портативный управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких, шт;
Комплект шин транспортных иммобилизационных складных, компл;
Двухместное пассажирское сиденье с регулировкой спинки;
Кресло врача по правому борту с трехточечным ремнем безопасности по ходу движения".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что совокупности характеристик, установленных в Техническом задании для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием" соответствует товар единственного производителя АСМП класс В на базе Sollers Atlant.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанных товаров иного производителя, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона, не представил.
Кроме того, указанные Заказчиком характеристики для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" оснащенный оборудованием" устанолвены не в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", ГОСТ 33665-2015 "Межгосударственный стандарт автомобили скорой медицинской помощи технические требования и методы испытаний.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо осуществить поставку товара Заказчикам, а именно:
1. Российская Федерация, Мурманская обл, 184230, Мурманская область, г. Полярные Зори, проспект Нивский, д. 1а;
2. Российская Федерация, Московская обл, 141435, Московская обл., городской округ Химки, микр. Новогорск, ул. Ивановская 15А;
3. Российская Федерация, Приморский край, Российская Федерация, 692880, Приморский край, ЗАТО г. Фокино, ул. Клубная, д. 17;
4. Российская Федерация, Томская обл, ЗАТО Северск, г. Северск, Томской области, ул. Первомайская, 30, корпус N 10;
5. Российская Федерация, Воронежская обл, 396072, Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Космонавтов, д.18;
6. Российская Федерация, Пензенская обл, 442960, Пензенская область, г. Заречный ул. Заречная, 40;
7. Российская Федерация, Ульяновская обл, 433507, Ульяновская обл, г. Димитровград, ул. Курчатова, дом N 5В;
8. Российская Федерация 624130, Свердловская область, ЗАТО г. Новоуральск, ул. Мичурина 15/4;
9. Российская Федерация, Тверская обл, 171841, Тверская область, г. Удомля, ул. Энтузиастов, д. 13;
10. Российская Федерация, Алтайский край, 658839, Алтайский край, г. Яровое, ул. Гагарина 11;
11. Российская Федерация, Ставропольский край, 357340, Ставропольский край, г. Лермонтов, ул. Ленина, 26;
12. Российская Федерация, Красноярский край, 663690, город Зеленогорск, улица Комсомольская, дом 23/4;
13. Российская Федерация, Челябинская обл, 456080, Челябинская область, г. Трехгорный, ул. К. Маркса, 52, корпус 3;
14. Российская Федерация, Мурманская обл, 184682, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, ул. Валентина Бирюкова, 10;
15. Российская Федерация, Москва, Россия, г. Москва, ул. Москворечье, д.16;
16. Российская Федерация, Ленинградская обл, 188540, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Больничный городок 3/13;
17. Российская Федерация, Челябинская обл, 456780, город Озерск, ул. Восточная, 13 корп. 1;
18. Российская Федерация, Калужская обл, 249034, Россия, Калужская область, г.Обнинск, пр-т Ленина, д. 85;
19. Российская Федерация, Челябинская обл, 456043,Челябинская область, город Усть-Катав, улица Первомайская, дом 15;
20. Российская Федерация, Московская обл, 141292, Московская область, г. Красноармейск, мкр. Северный, д.1А;
21. Российская Федерация, Смоленская обл, 216400 Смоленская область г. Десногорск 6 микрорайон;
22. Российская Федерация, Курская обл, 307251, Курская область, г. Курчатов, пр. Коммунистический, д.38;
23. Российская Федерация, 662971, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Кирова,5.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в различные субъекты Российской Федерации влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам Аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Укрупнение лота закупки за счет заказчиков, потребности которых удовлетворяются в различных регионах, приводит к ограничению конкуренции при проведении Аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в электронном аукционе, в том числе исключению из числа участников субъектов малого предпринимательства.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профавто" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как выдано ранее по делу от 14.03.2024 N 050/06/105-7381/2024.
4. Материалы дела от 15.03.2024 N 050/06/105-7593/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 14.03.2024 N 050/06/105-7381/2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 марта 2024 г. N 050/06/105-7593/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2024